ТБИЛИСИ, 24 июл — Sputnik. Разгрузка транспортной сети от пробок и сокращение загрязнения воздуха – основные цели новой транспортной политики мэрии Тбилиси, презентация которой состоялась во вторник.
Как утверждают городские власти, политика ориентирована на безопасное передвижение пешеходов и развитие общественного транспорта.
"На уровне местной и центральной власти планируем комплексные и системные шаги, в результате которых мы планируем максимально разгрузить город от пробок и значительно сократить показатель загрязнения воздуха. Наш приоритет – развитие общественного транспорта, рост потребления и параллельно сокращение частных транспортных средств", — заявил на презентации мэр Тбилиси Каха Каладзе.
Уже решено, что значительные финансы из центрального бюджета страны будут направлены в Тбилиси, чтобы в ближайшие месяцы принципиально изменить ту экосистему, которая связана с транспортом и является очень эффективной, отметил в свою очередь премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе.
Тбилисский транспорт будет принесен в жертву экологии? >>
"Даже столицам развитых стран сложно заменить свои транспортные средства за столь короткие сроки, как этого сделает мэрия Тбилиси при поддержке центральных властей… В ближайшем будущем транспортная система Тбилиси будет качественно другой, истинно европейской", — отметил Бахтадзе в своем выступление.
При этом глава грузинского правительства подчеркнул, что в ближайшие дни проведет презентацию стратегии развития зеленой экономики страны, в которой у Тбилиси будет уникальная роль.
Автобусы
Значительное место в транспортной политике Тбилиси занимают автобусы. Для решения поставленных задач, в конце 2019 года городские власти планируют полностью заменить амортизированные автобусы, а к 2020 году увеличить количество новых автобусов до 900 единиц.
"Сегодня количество желтых автобусов преобладает, но уверяю, что в 2019 году у нас будут новые автобусы европейского типа. Желтые автобусы будут полностью заменены. Это прошлое, а мы хотим лучшего будущего, чтобы реально изменить существующее положение в это направлении", — отметил Каладзе.
На замену "желтых автобусов" из бюджета планируется выделить примерно 270 миллионов лари (более 109,4 миллиона долларов).
Так называемые "желтые автобусы" украинской марки "Богдан" и японской компании Isuzu используются в Тбилиси в качестве общественного транспорта уже более 11 лет, постепенно их заменяют на автобусы MAN, которые работают на газе и безопасны для окружающей среды.
Маршрутки
Сокращение количества курсирующих по улицам Тбилиси маршрутных такси – еще один приоритет транспортной политики столичных властей. По словам заместителя мэра Тбилиси Ираклия Хмаладзе, микроавтобусы возможно будут ездить только в тех местах, где не смогут передвигаться большие автобусы.
"Сегодня Тбилиси обслуживает примерно 2 тысячи микроавтобусов. На основе исследования их количество значительно сократится. Микроавтобусы возможно останутся только в таких ареалах, где большие автобусы не могут двигаться исходя из габаритов. Это будет возможностью для граждан связаться с центральными транспортными хабами", — отметил Хмаладзе.
Маршрутки по Тбилиси не будут ездить далеко >>
Ранее Каладзе не раз отмечал, что "желтые" автобусы и микроавтобусы находятся в критическом состоянии и исчерпали все свои ресурсы, а также очень сильно загрязняют воздух выхлопными газами.
Метро
Еще одно направление в транспортной политике занимает вопрос развития Тбилисского метрополитена. По словам Хмаладзе, в 2019-2021 годах планируется увеличить количества составов метро на 12 единиц.
"Сегодня метро обслуживает 43 состава и наша цель, чтобы в течении последующих трех лет прибавилась еще 12 новых составов. Тем самым мы сможем сократить режим ожидания на остановках и значительно увеличить показатель перевозки пассажиров", — сказал Хмаладзе.
Тбилисское метро ежедневно обслуживает порядка 290 тысяч пассажиров. В системе общественного транспорта Тбилиси по пассажиропотоку метро занимает третье место — после микроавтобусов и автобусов. На сегодняшний день тбилисский метрополитен насчитывает 23 станции.
Такси
Регуляция работы такси также является важным компонентом. Парламент Грузии уже утвердил пакет поправок, запрещающих с 1 октября работать таксистами в Тбилиси без специального разрешения. Сейчас мэрия Тбилиси обязана до 1 октября разработать правила, которым должны удовлетворять желающие получить разрешение на работу таксистом, а также стоимость этого документа.
С ноября таксистам в Тбилиси понадобится разрешение >>
"В ближайшем будущем горсовет рассмотрит правила выдачи разрешения и обслуживания такси. Соответственно, уже с августа будет начата процедура выдачи разрешений, а с 1 октября 2018 года все работающие в городе такси будут лицензированными. А с 2019 года в силу вступит первый этап регуляций, которые коснутся праворульных, двухдверных и разного цвета транспортных средств", — отметил Хмаладзе.
В случае нарушения правил лицензии, таксистов будут штрафовать на 100 лари (более 40,6 доллара). А вот извоз пассажиров без разрешения обойдется в 200 лари (более 80,6 доллара). В случае невыплаты штрафа в течение 30 дней, его обяжут заплатить пеню за просрочку в двойном размере штрафа.
Платная парковка
С первого января 2019 года начнется осуществление пилотного проекта, который предусматривает введение почасовой оплаты за парковку в центральных районах города. По словам Хмаладзе, политика эффективного регулирования парковки будет направлена на развитие транспортной системы.
"Почасовая и зональная система парковки будет довольно сильным инструментом для муниципалитета, который будет регулировать как спрос и подачу парковочных мест, так и управление потоками. Поступившая от этой системы сумма будет полностью направлена на развитие транспортной системы", — подчеркнул Хмаладзе.
Вскоре после вступления в должность, в ноябре 2017 года, Каладзе заявил, что столичные власти планируют полностью решить проблему, связанную с системой парковки в столице. Градоначальник заявил о намерение построить в столице многоуровневые парковки.
Кроме того, в апреле мэрия расторгла контракт с компанией C.Т.Park, которая отвечала за автомобильные парковки в столице Грузии. После чего, право следить за соблюдением автомобилистами правил парковки поручила принадлежащей мэрии "Тбилисской транспортной компании".
Транспортный поток
Управление транспортными потоками будет осуществляться с помощью "умных" светофоров. По словам Хмаладзе, сбор и анализ полученных данных будет способствовать принятию правильных решений, связанных с управлением потоками в будущем.
Проезд в общественном транспорте в Тбилиси может подорожать? >>
"Установленные на светофорах "умные" системы будут считать фактические данные о потоках за день или за год и исходя из этого, с помощью электронной программы произойдет разработка оптимальных схем, как лучше управлять потоками в конкретном отрезке дня", — отметил Хмаладзе.
По его словам, в течение дня 30% населения Тбилиси передвигается на частном транспорте, а 39% — с помощью общественного транспорта. Задача столичных властей к 2021 году значительно изменить этот показатель, то есть сократить передвижение на частном транспорте до 16%, и увеличить потребление общественного транспорта до 55%.