12:52 29 Августа 2016
Прямой эфир
Онлайн-торговля

Чудеса маркетинга, или Как предприниматели Грузии привлекают клиентов

© Flickr/ Tim Reckmann
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Екатерина Микаридзе
59960

Колумнист Sputnik Екатерина Микаридзе пытается понять логику грузинского сервиса и маркетинга в торговых сетях.

Что такое маркетинг? Ну, быстро, навскидку? Правильно, продажи и реклама. Притом, первое напрямую зависит от второго. Поэтому реклама должна быть правильной, оригинальной и продающей. Чем крупнее компания, тем выше амбиция завоевать рынок, переманить потребителей. У акул бизнеса обычно так разыгрывается аппетит, что они проглатывают собственных конкурентов за один присест. И помогает им в этом умело выстроенная стратегия развития бизнеса, в которой  реклама играет немаловажную роль. И чем выше амбиции, тем круче реклама. Но речь тут пойдёт не о дорогостоящей рекламе в виде телевизионного ролика, а совсем о другом.

То, с чем я столкнулась пару дней назад, иначе, как чудесами маркетинга не назовёшь. Уж не знаю, пользуются ли в каком-нибудь другом уголке земного шара такими новаторскими приёмами по привлечению клиентов, или менеджеры магазина, о котором хочу рассказать, абсолютные пионеры… 

Дело было вечером. Делать было нечего – нужно было совершить марш-бросок до ближайшего магазина промтоваров. То был один из тех моментов, когда все пути к отступлению отрезаны. В этой жизни все имеет своё логическое завершение. Даже такое стихийное бедствие локального масштаба, как ремонт. Настал день, когда нужно отправляться за чистяще-драющим набором средств, чтобы придать своему жилищу подобающий вид.

В общем, после недолгих раздумий, я направилась в магазин, который находится в десяти минутах ходьбы от дома. От обилия всякой утвари в нем захватывает дух, от цен — тоже. Они в разы дешевле, чем в других магазинах. А вот внутренним убранством магазин смахивает больше на склад, нежели на солидный магазин. Видимо, владельцы, открывая его, и не ставили высоких целей. Самый, что ни на есть рабоче-крестьянский, открытый в периферийном районе магазин. Без шика и лоска, хотя нет,"Лоск" в нем все же есть, — на полках (стиральный порошок). 

Работа супермаркета Перекресток
© Sputnik/ Александр Вильф

Порядок в магазине таков: заходишь внутрь, и если у тебя кроме женской сумочки наперевес есть другая кладь, даже маленький куль, оставляешь его в гардеробной для багажа. Торжественно сдаю свой куль девушке, так сказать, подчиняясь внутреннему уставу, и продолжаю путь. Магазин большой, чтобы его обойти, рассмотреть весь ассортимент и найти требуемое, нужно порядочно походить, по времени где-то минут пятнадцать. Набрав всякой всячины, возвращаюсь в гардеробную для багажа, по логике вещей где-то тут должна быть касса.

Но девушка, приставленная охранять авоськи, любезно объясняет, что кассы у них в другом конце магазина. И тут я обращаюсь к охраннице авосек с идиотским вопросом  - а как же мой багаж, когда мне за ним вернуться. На что она отвечает – вот заплатите за купленный товар и вернётесь за кулём. Направляясь к кассе, начинаю тихо закипать. Потому что если бы мне гулять захотелось, я бы другое место выбрала. Мне нужно всего лишь отовариться и выйти из магазина, и по возможности быстро.

Ну, вот я уже почти у цели – кассы с небольшой очередью. Остаётся взять  этот бастион и бегом домой, в тёплую гавань. Да не тут то было. Когда деньги за приобретённые мною вещи уже заплачены, кассирша начинает щебетать о том, что возвращаться в магазин нельзя. "Как нельзя, почему нельзя, а как же багаж?" — задаю я резонный вопрос. А теперь, внимание — смертельный номер! Чтобы получить свой багаж – не "картину, картонку и маленькую собачонку", а всего лишь хиленький пакет, мне нужно покинуть магазин. Да, именно выйти из него и снова войти, но с другого входа. Чудеса маркетинга!

Не поняли? Я тоже, и только хорошее воспитание мне не позволило покрутить демонстративно у виска. Пришлось поинтересоваться, кто автор сей оригинальной идеи. Щебечущая за кассовым аппаратом сфокусировалась на моей персоне, разглядывая меня, как неизвестное ей доселе насекомое. Другие покупатели, словно давно ожидавшие старта, заголосили в унисон о форменном безобразии, творящемся в магазине. Ну, выпустили пары, как полагается, и вышли из магазина… чтобы снова в него войти.

Дубль два. Вхожу в магазин, забираю куль и выдаю гневную тираду: "Вы что же, ребята, решили, что для привлечения клиента все средства хороши? Даже антиреклама?! Потому что недовольный покупатель, которого вы гоняете взад и вперёд, ведь обязательно помянет вас лестным словом. И будьте уверены, уж он постарается вас распиарить. А может, вы считаете, что главное в магазине, ориентированном на средний класс – низкие цены, а обслуживание дело второстепенное?" 

Сотрудница у стеллажей хлопает своими глазищами, думая в это время, видимо, о том, что тётка сегодня встала не с той ноги. А тётка в это время думает о том, что если бы она была бы не такой уставшей и менее голодной, то потребовала бы очной ставки с менеджером магазина и пропесочила бы ему мозг. Хотя, насколько эффективным оказалось бы наше общение с ним, большой вопрос. Ведь для того, чтобы грамотно обслужить клиента, не нужно заканчивать особых институтов и проходить всякие там тренинги. Нужно просто уважать людей!