Недавно вспомнил очень интересную и трогательную историю, захотелось ею поделиться.
Лондон. 1983 год. 15 сентября. В одном из крупнейших выставочных залов столицы организована выставка работ Георгия Костаки. Для тех, кто не помнит или не знает, я поясню: Георгий Костаки – знаменитый коллекционер, который долгое время собирал произведения русской и советской живописи, в частности, авангарда.
Работы, к которым современники Костаки не высказывали интереса, он приобретал у самих художников и их наследников, тем самым материально помогая им. Многие произведения он спас от разрушения и уничтожения. К концу 1980-х годов собранная греком коллекция стала одной из самых ценных в мире.
Жил Костаки в Москве, однако ему пришлось уехать, потому что он оказался под давлением. Большую часть коллекции он оставил в Москве, подарил Третьяковской галерее, а ту часть, которую он вывез, привез в Лондон.
Тогда это была абсолютная сенсация, потому что русский авангард очень ценился, но такого количества произведений художников "первого ряда" в одном месте никто никогда не видел.
И вот презентационный день для прессы, куда я иду. Костаки сидит за письменным столом и подписывает разные брошюры и выставочные проспекты. Я подхожу к нему и даю визитную карточку. Увидев мое имя и фамилию, он моментально встает и обращается к толпе присутствующих журналистов со словами:
"Я хочу поклониться этому человеку", — показывая на меня. Среди журналистов это вызывает ажиотаж и удивление. Все они начинают кидаться на меня, думая, что я какая-то знаменитость. Однако позже он пояснил, почему так сказал.
Когда была война, понтийским грекам, живущим в Батуми, да и в целом, сказали, чтобы они собирали свои вещи и отправлялись на вокзал. Тогда они обратились к своим соседям-грузинам со словами: "Мы не знаем, что с нами случится, вот вам ключи от квартир и домов. Так что пользуйтесь, живите, вернемся мы или нет, этого никто не знает".
Лео Бокерия о Грузии: я очень люблю свою родину >>>
Действительно, тогда сложно было предсказать, что случится в дальнейшем. Но, как рассказал Костаки, греки все-таки вернулись. И, когда они вернулись, грузины отдали им ключи от их домов и квартир со словами: "Живите, мы ничего не тронули. Все сохранили, как было".
Когда он это рассказал, у меня на глазах проступили слезы. Это было таким ярким свидетельством человечности и дружбы. И тогда присутствующие поняли, что Костаки хотел преклониться не передо мной лично, а перед всем грузинским народом, который когда-то так трепетно и душевно отнесся к грекам.