США, объявив торгово-экономические санкции против России, Ирана, Турции и Китая, косвенно объявили Грузии экономическую войну, потому что все перечисленные страны являются для Грузии главными импортёрами — экспортёрами. В несопоставимо меньшей степени затронули Грузию американские пошлины против стран ЕС из-за слабой интегрированности грузинской экономики в европейскую, несмотря на Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающее создание всеобъемлющей зоны свободной торговли и состоявшуюся визовую либерализацию.
Одновременное резкое падение курса грузинской национальной валюты — лари — вместе с турецкой лирой и российским рублём лишний раз доказало, насколько "первичны" для Грузии торгово-экономические отношения по отношению к евроатлантической "надстройке". Налицо — дуализм, когда внешнеполитическим партнёрами декларируются США и западные страны, а торгово-экономическими партнёрами являются Россия и вышеперечисленные страны Востока.
Именно эти страны впустили Грузию на свой потребительский рынок и сами вошли на грузинский, предлагая товары и услуги по доступным ценам, осуществляют солидные инвестиции и лидируют по количеству туристов и мигрантов, остающихся здесь на ПМЖ и открывающих свой малый и средний бизнес.
США, невзирая на подписанную с Грузией Хартию о стратегическом партнёрстве, теоретически, могут объявить против неё торгово-экономические санкции за сотрудничество с Ираном. К этому надо быть готовым, учитывая намерения президента – бизнесмена Трампа упростить мировые политические процессы до понятного — подконтрольного ему уровня, то есть свести их к элементарным рыночным отношениям, где действует одна валюта – "Его Величество" доллар США. Политика однополярного лидерства с опорой на бюджет, в 15 раз превышающий российский, уже дала краткосрочный внутриамериканский эффект, стабилизировав рынки, биржи, экономику, что положительном отразилось на благосостоянии американского народа, но оттолкнула от США партнёров, которые вынужденно начали сплачиваться вокруг России.
"Мы ослабляем наше величие, путая патриотизм с племенным соперничеством, посеявшим обиду, ненависть и насилие во всех уголках планеты. Мы ослабляем его, когда прячемся за стенами, вместо того, чтобы рушить их, когда сомневаемся в силе наших идеалов, вместо того, чтобы доверять им, как величайшей силе перемен", — Джон Маккейн в своём прощальном письме поставил точный диагноз американской внешней политике, имея в виду, конечно же, не только стену с Мексикой.
Постоянно ставя в жёсткие ультимативные рамки — по Ирану, по Сирии, по России, по Северной Корее, по Израилю — не только недоброжелателей, но и партнёров, вводя пошлины вместо того, чтобы привлекать экономическими "бонусами" и демократическими идеалами, США провоцируют ответные пошлины и антиамериканизм по всему миру, пробуждая в нациях — государствах притупленный глобализацией инстинкт самосохранения.
Все в рамках закона — Грузия ответила Ирану на критику из-за проверок в аэропорту >>
Зажимая до бесконечности "пружину", Трамп должен ожидать или ответного противодействия, или прорыва в другом направлении: к примеру, антироссийские санкции спровоцировали не только возрождение российской, до последнего времени – преимущественно сырьевой экономики, но и невиданный прорыв в военной промышленности, в науке, многочисленные изобретения и "ноу-хау", которые получают применение и в гражданской промышленности.
Но для Грузии, Кавказа, черноморского и ближневосточного регионов куда худшие, чем санкции, последствия будет иметь ракетный удар США по Ирану под предлогом предотвращения создания оружия массового поражения.
В случае войны с Ираном десятки миллионов иранских беженцев хлынут в Азербайджан, в Армению и Грузию, может вспыхнуть война в Карабахе, в военные действия включится Турция и будут втянуты Россия и Грузия, учитывая магистральные, проходящие по её территории, трубопроводы и ж/д Карс-Ахалкалаки-Баку.
А пока есть тревожные сигналы, что США, до сих пор обкладывающие санкциями крупных игроков, посмевших иметь отношения с "опальным" Ираном, скоро "снизойдут" и до южнокавказской "тройки" — Грузии, Армении, Азербайджана. Не случайно 14 августа посол США в Армении Ричард Миллс заявил, что армянские предприниматели должны консультироваться с посольством США прежде чем вести бизнес с иранскими компаниями, чтобы армянские предприниматели сами не попали под антииранские санкции США.
"Данное заявление американского дипломата вызвало справедливое возмущение в Армении. Люди восприняли это как вмешательство во внутренние дела страны. Очевидно, что консультация с посольством США означает то, что отныне именно Вашингтон будет определять армяно-иранские отношения, а не армянское правительство. Что это, если не ультиматум перед Арменией и вмешательство США во внутренние дела суверенного государства?!", — пишет EADaily.
Был ли сделан аналогичный ультиматум грузинскому правительству, неизвестно – грузинское правительство молчит точно также, как и армянское. Если – да, то устами исполняющей обязанности посла США в Грузии Элизабет Руд, так как в Грузии с февраля нет посла США. Если — нет, то рано или поздно, нового американского посла пришлют и Вашингтон сделает ультиматум Грузии также, как предупредил Армению. Тем более, что подобные прецеденты уже были – вспомним, хотя бы, протест США в связи с установлением двустороннего визового режима и открытия прямого авиасообщения между Грузией и Ираном, в результате чего в 2017 году количество визитеров из Ирана в Грузии увеличилось на 118%, а только в 1-ом квартале 2018 года зафиксировано более 91 тысяча визитеров, что на 64% больше аналогичного показателя прошлого года.
Чем ответит Тегеран на возможные удары США по ядерным объектам Ирана >>
Политика санкций США, если она будет применена против стран Южного Кавказа, станет угрозой безопасности и хрупкой стабильности в регионе, а также уничтожит и без того дышащую на ладан экономику Грузии и Армении. В тоже время, Америка своими же руками сильно подтолкнёт их к России. В условиях, когда Тегеран поддерживает правительство Асада, декларативная поддержка Грузией позиции США по Сирии в определённый момент может показаться недостаточной и от Тбилиси потребуют дополнительных доказательств солидарности — как, к примеру, потребовали высылку из Тбилиси российского дипломата из-за отравления Скрипаля. В результате Грузия будет вынуждена отказаться от богатого туристического, энергетического и инвестиционного потенциала Ирана — регионального партнёра с населением 80 миллионов.
Также придется:
— отказаться от участия в проекте транспортного коридора, соединяющего Черное море с Персидским заливом и Индийским океаном с участием Азербайджана, Турции и Ирана;
— отказаться от участия в транзитном энергетическом маршруте Север-Юг с участием Ирана, Азербайджана, Турции, Армении и России;
— остановить строительство иранской компанией "Geopars" первого в Грузии нефтеперерабатывающего комплекса в селе Супса Ланчхутского района, где проходит международная автомагистраль С12 и главная железнодорожная магистраль, а близ села находится нефтяной терминал, куда по трубопроводу Баку-Супса поступает нефть из Азербайджана, которая затем поставляется на мировой рынок. Кроме создания тысячи рабочих мест, осуществление инвестиционный проекта стоимостью 1,5 миллиардов долларов позволит в значительной степени не только снизить импорт нефтепродуктов в страну, но и увеличить ее экспортный потенциал;
— отказаться от товарооборота с Ираном, который в 2017 году достиг почти 200 млн долларов при экспорте грузинской продукции около 80 млн долларов (по предварительным данным, в текущем 2018 году эти показатели резко возросли с учётом начала экспорта в Иран грузинских минеральных вод, фруктово-овощных соков и консервов, чая, безалкогольных газированных напитков и текстильной продукции);
— отказаться от создания специальных логистических центров в портах Ирана — как в Персидском заливе, так и на Каспийском море, что предоставило бы грузинским перевозчикам право заходить брать груз в любом порту Ирана. Это содействовало бы росту грузооборота между Ираном, Грузией и государствами Черноморского региона;
США ввели новые санкции против Ирана >>
— отказаться от 70% скидки для грузинских транспортных средств на купленное в Иране топливо, что повысило бы конкурентоспособность грузинских перевозчиков на иранском рынке.
Подобный удар в состоянии выдержать самодостаточный Азербайджан, но никак не экономика Грузия и, тем более, Армении. Поэтому можно предположить, что в ответ будет ускорено открытие транспортных маршрутов на Армению: железнодорожного "Россия – Абхазия – Грузия – Армения", и автомобильного "Россия – Южная Осетия – Грузия – Армения". Вот такой прогноз.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.