12:15 04 Декабря 2016
Тбилиси+ 7°C
Прямой эфир
Грузинская художница Лия Барнабишвили

Потерять двоих детей и начать рисовать: история грузинской художницы

© Sputnik / Levan Avlabreli
Интервью
Получить короткую ссылку
Агнесса Папазян
24740

Жизнь творческих людей зачастую бывает трагична. Судьба распорядилась так, что известная грузинская художница Лия Барнабишвили стала писать свои картины после потери двоих сыновей. Сегодня ей уже за 80, но она весела и бодра духом, не позволяет горю сломить ее.

Творчество Лии необычно и уникально – она создает картины из перьев. За двадцать лет в ее личном музее скопились сотни картин. Художница поделилась со Sputnik Грузия историей своей жизни и творческого пути. 

- Как все начиналось? 

— Дети всегда более решительны, чем взрослые. Мне рисовать нравилось с детства. Помню, я сидела на уроках и все время что-то рисовала: на учебниках, тетрадках, просто листочках — мне нравилось делать что-то новое и необычное. С тех пор у меня и осталась привычка всегда экспериментировать. 

Уже в школе я поняла, что искусство – это мое, оно дарит мне силы жить. Когда человека к чему-то тянет, уже невозможно с этим бороться, стоит разве что идти по течению. Талант нам дан свыше, от Бога, не стоит его губить. Поняв это, я сказала родителям, что хочу поступить в художественный вуз.

Мне отказали, не разрешили. Знаете, было очень больно, но я не сдавалась. Часто и подолгу разговаривала с родителями, другими родственниками, постепенно убедила всех вокруг, что для меня это самое важное. В конце концов, они согласились и позволили мне поступать. Но самое сложное было впереди… 

(1:00 / 5.88Mb / просмотров видео: 466)
© Sputnik.
Более тысячи картин из перьев птиц создала жительница Тбилиси

Я решила сдавать экзамены в тогдашнее Государственное художественное училище имени Якоба Николадзе. Это была одна из сильнейших школ Грузии, куда попасть в те года было довольно сложно. Ребята готовились за несколько лет до поступления, а я была самоучка. Все, что могла – это просто рисовать. 

Я даже не знала, что такое композиция, чем отличаются масляные и акварельные краски, и многих других нюансов живописи. Но меня приняли. Я смогла, я поступила! Было тяжело и сложно, конечно, но мне было по душе учиться и очень нравилось. В стенах академии я провела пять лет, закончила вуз с отличием. 

- Как вы пришли к картинам из перьев? 

— Всю жизнь я боролась, шла вперед, добивалась всего ради семьи. Долгое время работала на текстильной фабрике главным инженером, потом были и другие заботы, но я знала, для чего живу, что делаю все для своих детей. И в один миг потеряла весь смысл жизни — двоих сыновей. Это самое страшное, что может произойти, когда родители хоронят своих детей. 

Я рисовала всегда. Меня спасло именно творчество. Сначала я рисовала только акварелью и масляными красками, когда мои дети еще были живы. После смерти детей я заперлась в подвале и работала там много лет, около десяти лет вообще не выходила в люди. Сидела ночами, плакала, переживала и работала, работала, работала… 

Работа грузинской художницы Лии Барнабишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Работа грузинской художницы Лии Барнабишвили

Перья в моем творчестве появились случайно, а может и не случайно, кто знает? Мой сын любил охотиться. Как раз перед той трагедией, он был на охоте, привез оттуда диких уток. Естественно, готовила я, а перья, которые остались, сложила в вазочку… 

Как-то вечером сидела, думала о своим, душа болела за страну, за свою семью… На глаза попалась эта вазочка с перьями. У дикой утки очень красивые перья. Я просто взяла в руку и стала их перебирать, как-то крутить, вертеть. Само собой, получилось так, что перышко сложилось в дерево. Я взяла и приложила к нему снизу еще одно, будто это земля. 

Мне очень понравилось. Захотелось сделать пейзаж. Первая картина была пейзаж. А дальше понеслось – я уже не остановилась. Пейзаж за пейзажем, картина за картиной, портрет за портретом. Каждый раз я улучшала свою технику и способы работы. Все почему-то думают, что я крашу перья, однако это не так, все цвета самые натуральные. В природе есть такие потрясающе красивые перья, что я, художница, плохо себе представляю, как такой цвет получить красками. 

Грузинская художница Лия Барнабишвили за работой
© Sputnik / Levan Avlabreli
Грузинская художница Лия Барнабишвили за работой

- Расскажите о "серых буднях" творческой работы. 

— Самое главное, что нужно для картин – это трудоемкая работа, без нее ничего не получается. Все нужно делать самой: покупать клей, картон, перья, а рамки какие дорогие! Сама иду на рынок, выбираю там часами, ищу, где покачественнее и подешевле. Приходится продавать свои картины. Разве иначе смогла бы я выжить? Сегодня мир очень жестокий и никого не щадит. Хотя он был такой всегда… Меня не пугают эти сложности, я уже успела к ним привыкнуть. Ведь без труда не выловишь и рыбки из пруда. 

А еще у меня очень мало места, нет возможности нормально работать. Хотелось бы, чтобы кто-то обратил на это внимание и помог мне с рабочим помещеньем… В моем личном музее хранится много картин, уже и места нет, куда вешать новые. Сложно просить, конечно, ну а что поделать? Творчество редко приносит хороший доход, обычно люди искусства бедствуют… 

Работа грузинской художницы Лии Барнабишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Работа грузинской художницы Лии Барнабишвили

- Как человек начинает творить по-настоящему?

— Настоящее творчество порождается либо очень большим счастьем, либо очень большим несчастьем. В моем случае это было огромное горе… Если ты выдерживаешь эти испытания судьбы, то они и поднимают тебя на вершину, и помогают добиться цели. Или цель уже ставится после того, как случается что-то. Честно, не знаю ответа, я рассказываю о том, как это произошло у меня. 

Люди говорят, что я сильная личность и сильный художник… Не знаю, наверное, мне хочется верить, что это так. Стараюсь всегда всех встречать веселой и жизнерадостной, не навязывать никому своего горя. Зачем свою боль делить с широкой общественностью? Пожалеют один раз, ну второй, может, даже десятый раз из вежливости. А что потом? 

Грузинская художница Лия Барнабишвили и ее работы
© Sputnik / Levan Avlabreli
Грузинская художница Лия Барнабишвили и ее работы

Все равно боль никуда не уйдет. Конечно, поддержка и сочувствие мне очень нужны. Однако что мне плохого сделал другой незнакомый человек, чтобы я свою боль навязывала ему? Эта боль только моя. Я должна стоять на ногах твердо, не позволяю себе давать слабину. Я люблю людей, мне нравится дарить людям счастье, радовать их своими работами – это весь смысл моего творчества. 

Когда мне становится невыносимо плохо, встаю и иду куда-то – на выставку, к друзьями, в театр… Куда-нибудь, лишь бы подальше от своего горя. Это не очень хорошая черта характера, но мне очень нравится, когда в каком-то обществе, где я бываю, меня узнают, говорят теплые слова в адрес моего творчества… Тогда я себе говорю, что должна быть сильной, потому что люди ценят меня. Это моя отдушина. И я знаю, что жизнь продолжается!

Работа грузинской художницы Лии Барнабишвили
© Sputnik / Levan Avlabreli
Работа грузинской художницы Лии Барнабишвили

По теме

Иранский художник нарисовал картину на здании в Бостоне
Дебютная поп-арт выставка художницы из Германии пройдет в Тбилиси
Грузинский художник в Нью-Йорке: рисовать, не касаясь полотна
Художница и поэтесса с ОВЗ: ее работы вошли в каталог Вячеслава Зайцева


Главные темы