В мае 2016 года в Грузии стартовал проект по реабилитации храма Джвари. Вначале был проведен предконсервационный анализ церкви, который показал, что малый монастырь Джвари, тот, что находится севернее главного монастыря, является наиболее поврежденной частью храма. Сильно разрушены как фасад, так и внутренний интерьер церкви. Поэтому именно с этого монастыря и начались реставрационные работы.
Как говорят реставраторы, полный процесс реабилитации только одного малого монастыря займет около трех лет.
"Выделенный на реставрацию бюджет в этом году полностью освоен. В последний раз реабилитационные работы были осуществлены в 2000-х годах. Сильно поврежденные участки стен были заменены новыми каменными квадратами. Однако повреждения на малом монастыре Джвари, вызванные структурным ослаблением камня, вновь прогрессируют", — говорится в сообщении министерства культуры и охраны памятников Грузии.
Главная причина повреждения – это месторасположение Джвари. Храм, находящийся на высоком утесе, что называется, со всех сторон обдувается семью ветрами. А ветра в этом месте дуют вечно. Плюс ко всему на фасад храма сильно действуют атмосферные осадки и микробиологические организмы (бактерии, грибы и др.).
Попытки последней реставрации, которую упоминает ведомство, трудно назвать успешными. Напротив, они были довольно грубы. Как отмечают в Минкультуры, в некоторых частях стен храма реставраторы просто заменили древние камни новыми бетонными вставками, что сегодня выглядит по-дилетантски, неаккуратно и просто выпадает из общей картины безукоризненного облика этого удивительного монастыря.
Консервация как разумный выход
В этот раз, учтя ошибки прошлых лет, было решено обратиться к более осторожному и качественному виду реставрационной деятельности – консервации.
Консервация — это комплекс мер, направленный на укрепление физического состояния руин и сохранение остатков поврежденных сооружений. Консервация предусматривает очистку поверхности от загрязнений, формирование защитной поверхности, обеспечение сохранности в конкретных условиях и долговременную защиту от воздействия влаги, перепадов температуры, света и механических повреждений.
Консервация как относительно новый и более действенный вид реставрации в монастыре Джвари осуществляется впервые.
Консервационные работы были доверены Центру исследования живописи техническими методами имени Эки Проваловой "Бетания" под руководством Наны Купрашвили и Александра Рубашвили.
"Если сказать на простом языке: принцип консервации в том, чтобы старый оригинальный камень не изменился, а сохранил свой первобытный облик. И ни в коем случае не был заменен новым камнем. Здесь мы имеем дело с деламинацией высокого уровня, то есть сильным расщеплением камня. К тому же мы должны освободить камни и щели от старого слоя цемента, который остался на них после последней реставрации в 2000-х годах, и расчистить поврежденные биологическими организмами слои", — рассказала Sputnik реставратор Саломе Ахалашвили.
Как отмечают специалисты, это очень долгая и скрупулезная работа. После нескольких этапов консервации реставраторы дают объекту паузу на месяц, после чего внимательно изучают, насколько эффективно помогла памятнику консервация. И при надобности повторяют необходимое количество сеансов.
На данном этапе в группе реставраторов – грузинские специалисты: пять выпускников степени бакалавра и магистра с факультета реставрации Тбилисской государственной академии художеств им. Ап. Кутателадзе, и один специалист – из Ахалцихской семинарии.
Консультирует грузинских реставраторов известный итальянский реставратор Стефано Вольта. На счету специалиста – многочисленные мастер-классы по консервации каменных изделий в разных странах и блестящие работы по сохранению архитектурных памятников по всему миру. Одна из последних известных работ Вольта – спасение уникальных фресок в храмовом комплексе Кобайр в Армении.
Джвари как бренд Грузии
Как известно, монастырь Джвари (в переводе с груз. "крест") расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви — там, где, согласно таким историческим источникам, как "Обращение Грузии" и "Жизнь картлийских царей", воздвигла крест святая равноапостольная Нина.
К 545 году на "крестовой" горе уже стоял храм малого размера, от которого сейчас остались лишь руины. Более крупная церковь в форме тетраконха (22 на 18,4 метров), архитектором которой, возможно, был Микела Тхели, была воздвигнута приблизительно в 590—604 годах. Воздвигнутая на вершине скалистого массива церковь служит его органическим завершением и центром всего окружающего ландшафта. Единство с ландшафтом подчеркнуто и тем, что сам монастырь соотносится с размером скалы ровно как 1 к 7.
Примечательно, что форма храма Джвари является результатом длительных поисков грузинских зодчих, отказавшихся от формы базилики и упорно искавших оптимальную форму центрального крестового храма, с единым внутренним пространством. Эти поиски отражены, к примеру, в храме в Дзвели Гавази в Кахети (Восточная Грузия) или в кафедральном соборе в Ниноцминда (регион Самцхе-Джавахети).
Не секрет, что Джвари давно стал пунктом №1 в программе экскурсий для всех туристов, посещающих Грузию, и, бесспорно, является одним из брендовых кадров страны. Стоит отметить, что по одной из версий литературоведов, именно монастырь Джвари является местом действий одной из самых известных романтических поэм Михаила Лермонтова "Мцыри".
Более того — храм Джвари является выдающимся образцом средневековой религиозной архитектуры Кавказа. Он ярко свидетельствуют о высоком художественном и культурном уровне, достигнутом Грузией в тот период.
Впервые в список памятников всемирного наследия Юнеско храм Джвари вместе с другими историческими памятниками Мцхета (Собор Светицховели ХI века и Монастырь Самтавро IV века) вошел в 1994 году. В 2009-ом исторические памятники древнейшей столицы Грузии были внесены решением комитета в Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой.
Тогда комитет ЮНЕСКО обратился к Грузии с просьбой подготовить единый план действий в отношении этих объектов в связи с серьезной деградацией каменной кладки и фресок. В частности, беспокойство Комитета вызывали "использование земель, окружающих церкви, и утрата аутентичности по причине проведения внутренних работ в сооружениях". Грузия выполнила требуемые обязательства, и вскоре участники 40-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая проходила в июле 2016 года в Турции, решили, что опасность памятникам Мцхета больше не угрожает, и они были исключены из списка.
Однако, как показывает опыт, похоже, главная угроза для памятников Мцхета и, в частности, для монастыря Джвари – это все же время и некомпетентная опека специалистов.
Интересно, что озабоченность реставраторов также вызывает обилие на храме различных надписей посетителей со всего мира, которые датируются от времен СССР и до наших дней. Убрать следы этих варварских преступлений с одной из главных святынь Грузии, по словам реставраторов, дело непростое, да еще и архидолгое. Правда, это дело надо хотя бы начать.