РОССИЯ : Парижская книжная весна по-русски

Подписаться
«Весна по-русски»: под таким девизом будет проходить традиционная международная книжная ярмарка в Париже в середине марта. Парижский салон не менее престижное мероприятие, чем легендарная книжная ярмарка во Франкфурте. Стать страной, которой посвящен салон, весьма почетно. Тем более в год юбилея - в 2005 году Салон отметит 25 лет своего существования.

«Весна по-русски»: под таким девизом будет проходить традиционная международная книжная ярмарка в Париже в середине марта. Парижский салон не менее престижное мероприятие, чем легендарная книжная ярмарка во Франкфурте. Стать страной, которой посвящен салон, весьма почетно. Тем более в год юбилея - в 2005 году Салон отметит 25 лет своего существования.

Хотя до официального открытия Салона почти месяц, работы в русском секторе выставки в полном разгаре. Правда, устроители отдали герою выставки всего 800 квадратных метров. Что ж, тем больше требуется выдумки; театральный художник Павел Каплевич монтирует в эти дни березовую рощу из ровных столбиков, окрашенных под кору этого дерева с именами русских писателей. Тут же разместится магазин Жибера, которому предстоит торговать исключительно русскими книгами, изданными во Франции.

В делегацию писателей, а это примерно 50 человек, вошли самые культовые имена современной литературы: из патриархов пера - Василий Аксенов, Андрей Битов, Андрей Вознесенский, из новой волны – Людмила Улицкая, Владимир Шаров, Сергей Болмат. Как всегда блистательно отсутствует в списке делегации легендарный Виктор Пелевин, черный бриллиант русской литературы. По слухам он занят медитациями в любимом Тибете.

Программа русских писателей впечатляет  – прием в Министерстве культуры Франции, отель недалеко от любимой церкви Наполеона – Мадлен, серия круглых столов, индивидуальные планы, личные переводчики, автобус, который будет курсировать между отелем и выставкой на левом берегу Сены. Кроме того, каждому гостю писателю подарен целый час для собственной пресс-конференции и общение с читателями. Ожидается, что Салон посетит не менее 180 тысяч человек, во всяком случае, такова среднестатистическая цифра ожиданий.

Увы, предстоящая поездка писателей проходит в атмосфере скандала, тон которому задала недавно консервативная «Литературная газета». Опубликовав полностью весь список приглашенных в Париж, она заявила, что делегация составлена исключительно из «русских и евреев», и тем самым игнорирует интересы многонациональной страны. Кроме того, в списке практически одни москвичи и представители авангарда, но нет писателей-деревенщиков, нет славянофилов, нет писателей-фронтовиков.

Последние упреки во многом справедливы, но нельзя объять необъятное. Кроме того, раскол среди российских литераторов по национальному признаку, по принадлежности к партиям либо славянофилов, либо к так называемому либеральному направлению мысли, настолько не нов, вражда этих двух лагерей настолько раскалена и угрюма, что попытка составить единый политкорректный список могла бы закончиться мордобоем в самой Франции, где-нибудь в зале Достоевского или на том же приеме в министерстве культуры, где подадут горячительные напитки.
Завсегдатаи литературных тусовок Москвы знают, что такие драки - обычное ЧП среди братьев-писателей. Правых и виноватых там не бывает.

Кроме того, список приглашенных во многом формировала французская сторона. Устроители исходили из очень простого критерия: в Париж приглашаются только те авторы, чьи книги выходили во Франции в последние два года, и те писатели, книги которых издают специально к открытию Салона. Наконец, если бы делегацию формировала соперничающая группа, то в первую очередь в Париж не поехали бы представители литературного авангарда, экспериментаторы, постмодернисты. А их там ждут.

Пожалуй, на большие размышления, чем давний раскол русских писателей, наводит присутствие в списке гостей группы людей, сделавших ставку на быстрый читательский успех и достигших многомиллионных тиражей. Их имена известны.

Считать это чтиво серьезной литературой нельзя, и в то же время без имени, например, Александры Марининой представить современную русскую литературу также невозможно, да и успех ее книг за рубежом - весьма красноречивое свидетельство в пользу такой прозы. И все же признать этот коктейль из элитарных текстов и массового примитива идеальным принципом представительства Большой Русской Литературы пока никто не готов.

Попыткой выправить постмодернистский крен делегации стали последние усилия устроителей. Так, посланы персональные приглашения тем литераторам, чьи книги в последнее время не издавались, но чьи имена известны давно. Приглашены, например, Валентин Распутин и Даниил Гранин, Борис Васильев и Эдвард Радзинский.

Всего же в книжном Салоне примут участие свыше 1200 книжных издательств Европы, Азии и Америки. –0-

Лента новостей
0