Авторский спектакль на сцене Грибоедовского театра

Подписаться
...Жанр спектакля – постреалистическая фантасмагория. Произведение состоит из пролога и восьми видений. Происходящее в нем – за рамками обычной реальности.

ТБИЛИСИ, 14 сен - Новости-Грузия. В Тбилисском русском драматическом театре имени Грибоедова 17 сентября состоится необычная премьера – независимый проект Валерия Харютченко и указанного театра – авторский спектакль «Мистическая ночь с Сергеем Есениным, или Прыжок в самого себя». Об этом на пресс-конференции в Тбилисском международном пресс-центре РИА Новости в четверг, 13 сентября, сообщил режиссер-постановщик спектакля Валерий Харютченко.

Жанр спектакля – постреалистическая фантасмагория. Произведение состоит из пролога и восьми видений. Происходящее в нем – за рамками обычной реальности. Персонажи – Артист, Анти-эго, Ангел-хранитель и двое молодых людей – неотъемлемая часть концепции автора, его метафорического мира.

Режиссер обращается к судьбе и творчеству Сергея Есенина, но создает свою сценическую историю - версию, в которую органично вплетает эпизоды биографии поэта, фрагменты его стихов и соединяет их с собственными воспоминаниями и ассоциациями.

«В человеке присутствует множество Я: эмоциональное, интеллектуальное, духовное, физическое. Чтобы возникла гармония, эти Я должны сойтись в единое целое. Люди, рождаясь, по замыслу Бога, духовными, наполненными божественным духом, постепенно в этой реальности под гнетом и влиянием тяжестей и испытаний, теряют свое Я.   Основная тема спектакля – проблема человеческого духа, столкновение личности с абсурдностью окружающей реальности», - отметил Харютченко, который исполняет в произведении роль Артиста.

Через поединок Артиста (Поэта) с антиподом, выведенным в постановке как Анти-эго, показана борьба за души двух молодых людей – двух Типов, за их возвращение к нравственным истокам. Осмысление жизни происходит не только в контексте истории и современности, в контексте судьбы России, но и в диалоге с метафизическими законами бытия, нравственно-религиозными основами мироздания.

Истоки возникновения спектакля
«Когда-то в молодости, когда я был студентом Московского театрального училища имени Щепкина, мы с друзьями увлекались спиритизмом. Однажды меня попросили вызвать дух Сергея Есенина. Это происходило в общежитии на Кузнецком мосту, был день рождения, все были навеселе, пришли друзья из дома напротив. Предложили вызвать дух. Спиритизм это и так грех, а тут мы еще и «под шафе».

«Ничего, давай вызовем какого-нибудь пьющего», - сказали мне. Я ответил: «Давай Есенина». В тот период я читал литературу о нем и испытывал к нему такое сострадание, восторг перед его творчеством. Я думал, сколько же муки испытывает душа такого выдающегося поэта в то время жестокости и испытаний. Для меня он трагический поэт. Когда мы вызвали дух Есенина, я задал ему вопрос, это вошло в пролог спектакля, абсурдный вопрос, могу ли я чем-то ему помочь. И был ответ: «Да». Я спросил: «Как?» Он ответил: «Наполни рюмку водкой и выплесни ее в ночь». Мы открыли окно на Кузнецкий мост: третий этаж, конец октября, шквальный ветер, настоящая буря. Я выплеснул эту водку в ночь, как попросил дух поэта, и в одно мгновение возникла тишина, природа замерла. У нас всех пошли мурашки по коже…», - вспоминает Валерий Харютченко.

По его словам, этот случай стал одним из импульсов к созданию спектакля.

Также актер рассказал историю из детства, которая навсегда изменила его мироощущение.

«Я приехал к бабушке в деревню в Белгородскую область. Там был маленький гусенок с кривым клювом, которого звали Тега. Он был умным существом с умными глазками, все понимал. Ему говорили: «Тега, коршун!» Он падал, изображая, что мертв. Этот гусенок садился на колени, был ручной, его все любили. Он был нашим другом. На следующий год мы вновь приехали к бабушке и спросили, где Тега. Нам сказали: «Да вон Тега». Но это был другой гусь. Оказывается, их всех называли Тегами. Но нас интересовал именно тот Тега. «Да съели его», - ответили нам. Это был шок для нас. Это же наш брат, маленький друг. Мы убежали в лес, нас долго не могли найти, мы просто рыдали. Вот так - съели друга. Это какая-то метафора», - рассказал Харютченко.

«Человек приходит в этот мир и, конечно, потом уходит. Но после каждого человека остается своя память. После Сергея Есенина осталась память о его выдающейся поэзии, которая явилась для меня, для нас неким духовным импульсом. В спектакле использованы фрагменты из его поэзии, его стихи стали тканью, частью драматургии», - отметил режиссер спектакля.

Мнение критиков и зрителей
Театровед, руководитель грузинской секции международной Ассоциации театральных критиков Ирина Гогоберидзе отметила, что «самое сложное в таких постановках – создать нить сюжета, сохранить историю».

«Внутренний диалог с окружающим миром, поток сознания – все это адекватно передано режиссурой, которая, я бы сказала, шла параллельно с текстом», - отметила Гогоберидзе.

В свою очередь, главный редактор журнала «Русский клуб» Александр Сватиков назвал спектакль «интересным и своеобразным».

«Спектакль очень напряженный, требует определенной подготовки, взаимодействия, отклика на все то, что происходит на сцене, он не позволяет расслабиться и получать удовольствие, там нет каких-то очень ярких, эффектных действий. В нем идет постоянная работа мысли, к чему, наверное, наш зритель не совсем привык», - сказал Сватиков.

Поэт, художник, руководитель социально-культурно-образовательного центра имени Ж. Шартава Виктория Попова назвала подобные спектакли «хлебом для души». «Когда в первый раз смотрела спектакль, может, это покажется сентиментальным, я сидела и плакала. Потому что он (Харютченко – прим. авт.), прыгая в себя, дал руку мне и дал заглянуть в меня и обнаружить, что там есть какие-то больные места, не только мои», - отметила Попова.

Художником спектакля является известный мастер Олег Тимченко. В ходе пресс-конференции он отметил, что «художественное решение спектакля родилось в процессе тесного духовного общения с Валерием Харютченко».

Роль Анти-эго в постановке исполнил актер Михаил Амбросов. На вопрос о том, насколько сложно было воплотить на сцене образ Черного человека, он ответил: «Валерий так прекрасно сыграл роль

Светлого человека, что, играя его антипода, надо было просто все делать наоборот».

Спектакль будет идти на Малой сцене театра Грибоедова. В нем заняты, кроме названных, молодые актеры: Василий Габашвили, Александр Лубинец и Дмитрий Спорышев.

Премьера постановки состоится в рамках IV Тбилисского международного театрального фестиваля.

Лента новостей
0