День Победы в Грузии: праздник памяти без военной составляющей

Подписаться
Остается открытым ряд вопросов, один из которых: является ли для современной Грузии Вторая мировая война Отечественной? В сегодняшнем грузинском обществе нет однозначного ответа..

ТБИЛИСИ, 7 мая - Новости-Грузия. Победа над нацизмом в Европе, победа СССР в Великой Отечественной войне всегда была той великой силой, которая сплачивала людей на постсоветском пространстве, но даже здесь порой возникают непонимание и конфронтация. Накануне Дня Победы РИА Новости предлагает серию материалов из стран СНГ, Балтии и Грузии о том, как встречают в этих государствах 67-ю годовщину Великой Победы, как относятся к оставшимся в живых ветеранам и идут ли в обществе процессы переоценки истории.

Гела Васадзе, главный редактор агентства BLACK SEA PRESS, Тбилиси – специально для РИА Новости.

Когда деревья были большими, а мы, поколение тех, кому за сорок, делали первые шаги в жизни, красные дни календаря были органичной частью нашей жизни, жизни советских людей. Сегодня многие в Грузии любят вспоминать антисоветское прошлое своей семьи в Советском Союзе. Но давайте говорить честно, у подавляющего большинства тогда антисоветского было мало.

Например, у меня в семье вся "антисоветчина" сосредотачивалась на утренних новостях радио "Голос Америки" или "Немецкой волны", ну а в остальном – вполне нормальная советская семья, каких были миллионы.

И все-таки из всех красных дней календаря 9 мая всегда было каким-то особым праздником. Это объяснялось просто – у подавляющего большинства детей моего поколения дедушки и бабушки прошли через ту страшную войну, а многие остались на полях сражений навсегда.

Покушение на историческую память

Когда в 1965 году Леонид Брежнев решил восстановить день Победы над Германией в качестве официального праздника и сделал его выходным, сложно сказать, чего тут было больше – личных переживаний или официальной пропаганды. Впрочем, данный шаг оказался на редкость удачным.

Человеческая память весьма избирательна, сейчас мало кто помнит, что военные парады на 9 мая проводились исключительно в юбилейные годы, СССР и так ежегодно демонстрировал свою военную мощь каждое 7 ноября. Ну, а 9 мая было днем возложения венков, встреч ветеранов, салютов и минуты молчания по телевизору.

Прошли годы, канул в историю СССР, потерпела крах коммунистическая идеология, на карте мира появились новые независимые государства. Сменилось поколение, большинство ветеранов ушли из этой жизни. И многие из них ушли с обидой, наблюдая за крушением тех идеалов, которым они служили.

Для нового поколения жителей Грузии встал вопрос – чем была эта война для их Родины? Хорошо помню, как многие были возмущены, когда первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа вместе с другими коммунистическими праздниками отменил и 9 мая.

По-своему Звиад Константинович был прав, ибо он считал СССР империей, а Вторую мировую войну – очередной войной за передел мира. Однако, как и во многих других случаях, первый президент Грузии действовал как идеалист, но не как политик.

Очень многие в стране восприняли этот шаг как покушение на историческую память. Поэтому решение следующих властей Грузии восстановить День Победы стало не просто логичным, но и политически выгодным.

Вопросы без ответов

Восстановление праздника – это только полдела, неплохо бы четко сформулировать саму его идею. А вот с этим в Грузии возникли сложности.

Встречи ветеранов, возложение венков, показ фильмов "Отец солдата" и "Ребята улыбки" – все это вызывает ностальгические воспоминания о тех самых временах, когда "деревья были большими", но за фасадом праздника в обществе не утихают дискуссии об отношении к нему.

С одной стороны, определенную общественную индульгенцию праздник победы над нацизмом получил благодаря тому факту, что в борьбе против действительно человеконенавистнической идеологии наряду с тоталитарным Советским Союзом в составе антигитлеровской коалиции участвовали и западные демократии.

В то же время тот факт, что в результате этой войны большая часть Европы оказалась в составе советского блока, что принесло немало бед восточноевропейским народам, тоже сложно игнорировать.

Ну и, наконец, вся архитектура международных отношений, за некоторыми исключениями, до сих пор строится с оглядкой на итоги Второй мировой войны.

Остается открытым ряд вопросов, один из которых: является ли для современной Грузии Вторая мировая война Отечественной? В сегодняшнем грузинском обществе нет однозначного ответа на это.

Некоторые вполне логично считают, что данная война, несомненно, была отечественной, так как германская армия рвалась на Кавказ, в том числе и в Грузию, а жители Грузии, воевавшие на той войне, защищали, прежде всего, свой дом и свои семьи.

Другие полагают, что, так как Грузия не была независимым государством, считать войну отечественной никак нельзя, ну а павшие в той войне положили свои жизни на алтарь империи. Спокойному и взвешенному обсуждению этих вопросов в Грузии мешают откровенная политизация и идеологизация истории XX века.

Еще более болезненный вопрос – как относиться к тем людям, которые воевали на стороне Германии. После восстания 1924 года большая часть офицерского корпуса Грузии оказалась в эмиграции. В войне между Советским Союзом и Германией многие эмигранты, потерявшие семьи и ближайших друзей во время большевистского террора, увидели шанс восстановления независимости Грузии. Данный вопрос сегодня попросту игнорируется властями, но рано или поздно на него придется ответить, причем не думаю, чтобы ответы были однозначными.

Ну и, наконец, вопрос, поднятый в прошлом году рядом неправительственных организаций: когда, собственно отмечать день победы над нацизмом, восьмого или девятого мая?

Весь мир, за исключением стран бывшего Советского Союза, отмечает эту дату восьмого, так почему же Грузия должна быть исключением? Ответ на этот вопрос опять-таки лежит в сфере идеологии и пропаганды.

В прошлом году было найдено соломоново решение, депутаты парламента и министр иностранных дел Грузии возложили цветы к Мемориалу павших в парке Ваке 8 мая, ну а мэр Тбилиси встретился с ветеранами в том же парке 9 мая.

Многие ждали, что предпримет президент, и он пошел на достаточно неординарный шаг. 9 мая прошлого года Михаил Саакашвили посетил могилу Мелитона Кантария, человека, водрузившего знамя Победы над рейхстагом и изгнанного впоследствии из собственного дома в Абхазии.

Обелиски и символы

Вопрос о сносе памятников в Грузии давно набил оскомину в Рунете, впрочем, как это не покажется странным, в самой Грузии он не вызвал особого общественного резонанса. Даже основные оппозиционные силы, использующие в своих целях каждый просчет властей, фактически остались равнодушны к факту демонтажа памятников в Кутаиси и Батуми.

Единственными, кто сделал громкие заявления по этому поводу, были оппозиционеры Нино Бурджанадзе и Каха Кукава, а также лейбористы, которые шумят по любому поводу. Кстати, даже эти громкие заявления были рассчитаны скорее на зарубежную аудиторию.

Давайте попытаемся разобраться, в чем тут дело. Во-первых, в Грузии считают, что ни демонтаж памятника в Кутаиси, ни демонтаж стелы в Батуми не несли идеологической нагрузки. В Кутаиси давно разграбленный монумент стал приютом бомжей и наркоманов еще с середины 90-х. И потому решение о строительстве здания парламента на заброшенном пустыре на окраине города большинство жителей Кутаиси восприняли с радостью.

Что касается Батуми, то тут еще проще. Мемориальный комплекс вместе с музеем Славы героев Великой Отечественной войны был разорен в начале 90-х годов. Во времена правления ныне находящегося в Москве Аслана Абашидзе на месте музея Славы был построен прибрежный ресторан.

Оставшаяся стела так одиноко и стояла, зажатая со всех сторон ресторанами до нынешнего года, пока не было принято решение о создании парка памяти жертв Второй мировой войны в другом месте города, ну а на месте стелы строится станция фуникулера на Батум-гору, которая будет гораздо более органично смотреться между злачными заведениями.

Пока никто не собирается демонтировать памятники жертвам Второй мировой войны в Грузии вообще, ну а мемориальный комплекс в парке Ваке в Тбилиси, кроме того, по праву считается памятником архитектуры.

И в заключение – несколько слов об отличии восприятия даты девятого мая грузинским и российским обществом. В сегодняшней России это день военной победы и боевой славы, по крайней мере, именно военная составляющая кажется основной.

В Грузии это день памяти павших и почета немногих оставшихся в живых ветеранов той страшной войны. Военной составляющей у праздника нет.

…Ну а нам, поколению, кому за сорок, остаются воспоминания о временах, когда деревья были большими и тех людях, которые любили нас больше всех, наших дедушках и бабушках. Ведь именно они были главными жертвами то самой страшной войны…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: РИА Новости

Лента новостей
0