ТБИЛИСИ, 16 апр — Новости-Грузия.
Евгений Спицын, историк, публицист – специально для «Новости-Грузия».
… Историческое повествование, к сожалению, никогда не может быть абсолютно полным. Мифы рассказывают о богах и героях, мельком упоминая, что под Троей был не только Одиссей, но и еще десять тысяч оставшихся безымянными ахейцев и примерно столько же троянцев и их союзников.
В годы Великой Отечественной войны все, даже самые «малые» народы многонационального Советского Союза внесли свой бесценный вклад в общую победу над фашизмом. Одно из самых ярких и почетных мест в этой когорте, безусловно, принадлежит грузинскому народу.
Военные мемуары и архивы сохранили для нас имена не только генералов и маршалов, но и миллионов простых солдат Великой Отечественной. Однако их не охватишь никакой книгой, да и жизни человеческой не хватит, чтобы о каждом написать хотя бы пять биографических строк.
Грузины воевали на всех фронтах, во всех объединениях и соединениях Красной армии. К сожалению, в рамках этого труда мы можем рассказать только о тех грузинах, которые достигли генеральских званий. Но помним мы каждого воевавшего, каждого выжившего и каждого погибшего.
Национальные воинские части
Тринадцатого ноября 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял постановление № 894 о формировании национальных воинских соединений и частей в 11 союзных и 4 автономных республиках. Во исполнение этого постановления штабам всех военных округов и фронтов надлежало в кратчайшие сроки сформировать и отправить на фронт несколько десятков стрелковых, горнострелковых и кавалерийских дивизий и стрелковых бригад. В результате уже в ноябре 1941 – феврале 1942 гг. была развернута работа по формированию 49 национальных дивизий, а всего за годы Великой Отечественной войны в составе РККА было создано 66 национальных воинских формирований. В том числе 26 стрелковых и горнострелковых дивизий, 22 кавалерийские дивизии и 18 стрелковых бригад.
Среди этих формирований было и девять грузинских дивизий, в том числе 47-я Краснознаменная горнострелковая дивизия им. И.В.Сталина (1941-1942), 63-я горнострелковая ордена Красной Звезды дивизия им. М.В.Фрунзе (1941-1942), 392-я стрелковая дивизия (1941-1945), 406-я стрелковая дивизия (1941-1945), 9-я Краснодарская Краснознаменная, орденов Кутузова II степени и Красной Звезды горнострелковая (пластунская) дивизия (1941-1945),.414-я Анапская Краснознаменная стрелковая дивизия (1942-1945), 276-я Темрюкская Краснознаменная стрелковая дивизия (1942-1945), 349-я стрелковая дивизия (1942-1945) и 296-я стрелковая дивизия (1943-1945)
Позднее, особенно после кровопролитной битвы за Кавказ, в ходе которой многие дивизии понесли большие потери, они были полностью расформированы, либо переформированы и утратили прежнюю, чисто этническую принадлежность.
Грузинские Герои
По уточненным данным, в годы Великой Отечественной войны ряды Красной Армии было призвано более 400 тыс. грузин (это был практически предел мобилизационных возможностей народа), из которых погибло на полях сражений почти 80 тыс. солдат и офицеров. Помимо регулярной армии тысячи грузин сражались в рядах различных партизанских соединений и подпольных структур. В частности, на территории оккупированной Украины в составе легендарного партизанского соединения генерала С.А.Ковпака одним из полков командовал Герой Советского Союза подполковник Д.И.Бакрадзе, а на территории оккупированной Белоруссии воевали Полоцкая партизанская бригада комбрига В.Э.Талаквадзе и Пинское партизанское соединение полковника И.Г.Шубитидзе.
За ратные подвиги в годы войны более 70 тысяч грузин удостоились высоких государственных наград, в том числе высокого звания Героя Советского Союза. По уточненным данным, в годы войны это звание было присвоено 90 войнам грузинской национальности, в том числе командующему 2-й гвардейской общевойсковой армии генерал-полковнику П.Г.Чанчибандзе, командирам стрелковых и авиационных дивизий генералам В.Н.Джанджгава, Е.Г.Коберидзе и В.В.Нанейшвили, командирам стрелковых полков подполковнику М.С.Диасамидзе и майору Г.Е.Алпаидзе, командиру самоходного артиллерийского полка майору А.К.Букия, командиру бомбардировочного полка подполковнику Б.З.Зумбулидзе, командиру стрелкового батальона майору А.Н.Бибилашвили, командиру отдельного саперного батальона майору Г.Г.Гоциридзе, командиру батальона морской пехоты капитану А.С.Гегешидзе, командиру подводной лодки капитану 3-го ранга Я.К.Иосселиани, командирам авиационных эскадрилий майору Г.И.Тваури и гвардии капитану А.Е.Гургенидзе, командиру артиллерийского дивизиона старшему лейтенанту А.К.Харазия, командиру артиллерийской батареи старшему лейтенанту И.Н.Гвенцадзе, заместителю командира батальона по политчасти старшему политруку В.С.Лурсманашвили, командирам стрелковых рот капитану Г.С.Размадзе и старшему лейтенанту Г.Г.Бахтадзе, командиру взвода автоматчиков старшине Н.П.Адамия, командиру стрелкового отделения сержанту Л.И.Авалиани, командиру отделения разведки сержанту Д.С.Мерквиладзе, разведчику стрелкового полка, младшему сержанту М.В.Кантария, разведчику артиллерийского дивизиона красноармейцу Н.А.Урушадзе, автоматчику стрелкового взвода красноармейцу Н.И.Гогичаишвили и многим другим героям.
Кроме того, девять воинов-грузин стали полными кавалерами Ордена Славы, это командир отделения взвода пешей разведки старший сержант И.В.Гзиришвили, разведчик стрелкового полка ефрейтор К.А.Датунашвили, разведчик легкого артиллерийского полка гвардии младший сержант М.Д.Джапаридзе, стрелок гвардейского стрелкового полка гвардии рядовой Н.И.Думбадзе, наводчик орудия артиллерийского полка младший сержант Г.Д.Кокозашвили, понтонер тяжелого моторизованного понтонно-мостового полка красноармеец Р.Я.Махароблидзе, наводчик миномета гвардейского стрелкового полка гвардии сержант Г.С.Мтирашвили, наводчик орудия легкого артиллерийского полка гвардии сержант И.Д.Сепиашвили, наводчик орудия гвардейского артиллерийского полка гвардии младший сержант И.Н.Цулая.
Генералы, адмиралы, командующие
То, что председателем Совета Народных Комиссаров СССР, наркомом обороны СССР, председателем ГКО и Верховным главнокомандующим был маршал Советского Союза Иосиф Сталин (Джугашвили), а членом и заместителем председателя ГКО – народный комиссар внутренних дел СССР, генеральный комиссар госбезопасности (маршал Советского Союза) Лаврентий Берия, известно, наверно, всему миру. Однако среди этнических грузин было немало и других высоких военачальников оперативного (армейского) и оперативно-тактического (корпусного и дивизионного) звена, которые в годы войны были удостоены генеральских и адмиральских званий и командовали армиями, корпусами и дивизиями.
Именно об их боевых биографиях мы хотим вспомнить в нашем небольшом материале, посвященном вкладу грузинского народа в общую победу над фашизмом.
Конечно, самыми известными представителями оперативного (армейского) звена были два выдающихся командующих общевойсковыми армиями – генерал-полковники К.Н.Леселидзе и П.Г.Чанчибадзе, а так же член Военного совета рядя общевойсковых армий, будущий многолетний первый секретарь ЦК Компартии Грузии В.П.Мжаванадзе.
Генерал-лейтенант Василий Павлович Мжаванадзе (1902-1988) в начальный период войны в звании бригадного комиссара воевал в должности начальника политотдела 16-й стрелковой дивизии и военкома 118-й стрелковой дивизии на Северо-Западном и Ленинградском фронтах. Позднее, как член Военного совета Приморской оперативной группы войск Ленинградского фронта он координировал действия ряда воинских частей и соединений при обороне Ленинграда на знаменитом «Невском пяточке». А затем, как член Военного совета 42-й общевойсковой и 2-й ударной армии на Ленинградском и 3-м Прибалтийской фронтах (1942-1944), он принял самое активное участие в прорыве и полном снятии блокады Ленинграда, в Выборгской и в Гатчинско-Кингисеппской наступательных операциях. На заключительном этапе войны, будучи членом Военного совета 21-й армии 1-го Украинского фронта (1944-1945), он участвовал в Сандомирско-Силезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской наступательных операций.
Легендарные командиры дивизий, корпусов
Среди представителей оперативно-тактического (корпусного) звена, удостоенных в годы войны генеральских званий, были 4 командира, 1 заместитель командира и 1 начальник штаба корпусов – грузины:
Генерал-майор Георгий Иванович Купарадзе (1893–1954) в первые месяцы войны занимал должность начальника Телавского пехотного училища (1941-1942). Затем в качестве командира 406-й и 392-й стрелковых дивизий 37-й и 46-й общевойсковых армии Закавказского фронта он отличился в обороне Большого Кавказского хребта. А в декабре 1942 года, после относительной стабилизации на фронте, его назначили командиром 12-го стрелкового корпуса 45-й общевойсковой армии Закавказского фронта, которая до конца войны охраняла рубежи нашей страны на советско-турецкой и советско-иранской границе.
Генерал-майор Михаил Герасимович Микеладзе (1899–1975) в начальный период войны как представитель оперативной группы Генштаба и Ставки ВГК на Юго-Западном и Брянском фронтах принял активное участие в оборонительных боях под Брянском, Курском, Белгородом, Харьковом и Москвой. Затем, в январе 1942 года он был назначен ответственным представителем Главного Управления формирования и укомплектования войск РККА, а уже в июне 1942 года его назначили командиром 195‑й стрелковой дивизии 60-й общевойсковой армии Воронежского фронта, но через два месяца он получил тяжелое ранение и отбыл на лечение в тыловой госпиталь. С октябре 1942 года его назначили на должность начальника штаба 46-й общевойсковой армии Закавказского фронта, а с мая 1943 по апрель 1944 года он поочередно занимал должности командира 20‑го гвардейского стрелкового корпуса, 7‑й и 10-й гвардейских воздушно-десантных дивизий 37-й общевойсковой армии Степного, 2-го и 3-го Украинских фронтов, в составе которых принял самое активное участие в Курской битве, Кременчугской, Кировоградской, Никопольско-Криворожской и Березниговато-Снигеревской наступательных операциях. После второго тяжелого ранения в апреле 1944 года он вновь отбыл в тыловой госпиталь и после излечения был назначен командиром 13‑го стрелкового корпуса 45-й армии Закавказского фронта (1944-1945), которая дислоцировалась на южной границе СССР и выполняла задачу по обороне Советского Закавказья.
Генерал-лейтенант авиации Владимир Варденович Нанейшвили (1903-1978) в начале Великой Отечественной войны поочередно занимал должности командующего ВВС 47-й, 46-й и 44-й общевойсковых армий Закавказского фронта (1941-1942) и в этом качестве принял активное участие в обороне Крыма и Кавказа, в том числе в Керченско-Феодосийской десантной операции (1942). Затем он командовал 238-й штурмовой авиадивизией 5-й воздушной армии Крымского фронта и Северо-Кавказского направления (1942). А потом поочередно занимал должности заместителя командующего 8-й воздушной (1942) и 2-й воздушной (1942-1943) армий Юго-Западного и Воронежского фронтов, во главе которых отличился в Сталинградской битве и в сражении на Курской дуге. В ходе Белгородской операции (1943) он попал под бомбовый удар немецких самолетов и был тяжело ранен. А после излечения назначен командиром 8-го штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта (1944-1945), во главе которого принял самое активное участие в Львовско-Сандомирской, Моравско-Остравской и Пражской наступательных операциях.
Генерал-майор Николай Тариелович Таварткиладзе (1905–1989) встретил войну в должности начальника штаба 193‑й стрелкой дивизии 5-й общевойсковой армии Юго-Западного фронта, которая героически погибла в оборонительных боях на Украине в сентябре 1941 года. После выхода из окружения он был назначен начальником штаба 124‑й стрелковой дивизии 28-й общевойсковой армии Юго-Западного фронта (1941-1942), которые вела тяжелые бои с противником на харьковском и острогожском направлениях. Затем как командир 76‑й (51-й гвардейской) стрелковой дивизии 21-й (6-й гвардейской) общевойсковой армии Сталинградского, Юго-Западного и Воронежского фронтов он принял самое активное участие в Сталинградской битвы (1942-1943) и в сражении на Курской дуге (1943). На заключительном этапе войны как командир 23-го гвардейского стрелкового корпуса 47-й армии Воронежского и 2-го Белорусского фронтов (1943-1944) и 61-й армии 2-го Белорусского фронта (1944-1945) он отличился при проведении целого ряда крупных операций, в том числе Белгородско-Харьковской, Гомельско-Речицкой, Мозырской и Рижской. А в самом конце войны, возглавив 50-й стрелковый корпус 40-й армии 2-го Украинского фронта, принял участие в Брновской и Пражской наступательных операциях на территории Чехословакии.
Генерал-майор Илья Омаинович Размадзе (1899-1953) в начальный период войны поочередно занимал должности военного коменданта Тбилиси (1941-1942), начальника штаба тыла и заместителя командующего 46-й общевойсковой армии (1942-1943), а затем командира 392-й стрелковой дивизии 12-го стрелкового корпуса той же армии (1943) Закавказского фронта, в рядах которой оборонял государственную границу СССР с Турцией и вел ожесточенные бои за удержание центральных перевалов Главного Кавказского хребта. Затем в должности заместителя командира 91-го стрелкового корпуса 69-й армии 1-го Белорусского фронта (1944-1945) он принял активное участие в Белорусской, Люблин-Брестской и Варшавско-Познанской наступательных операциях и отличился как военный комендант г. Познань.
Генерал-майор Михаил Варламович Глонти (1904-1955) в начальный период войны в составе 47-й горнострелковой дивизии 38-й общевойсковой армии воевал на Юго-Западном и Южном фронтах (1941-1942). Затем он ненадолго возглавил штаб 10-го стрелкового корпуса, а уже в октябре 1942 года стал бессменным начальником штаба 11-го стрелкового корпуса (1942-1945), с которым в составе войск 9-й общевойсковой армии Закавказского и Северо-Кавказского фронтов (1942-1943) участвовал в обороне Кавказа, Северо-Кавказской и Новороссийско-Таманской наступательных операциях. Затем 11-й корпус был передислоцирован на Украину и в составе войск 18-й и 1-й гвардейской общевойсковых армии 1-го и 4-го Украинского фронтов он принял самое активное участие в Киевской, Житомирско-Бердической, Проскурово-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Восточно-Карпатской, Моравско-Остравской и Пражской наступательных операциях.
– Среди этнических грузин было немало командиров стрелковых, танковых и авиационных дивизий, среди которых в годы войны генеральских званий были удостоены (или уже встретили войну в этом звании) следующие военачальники:
Генерал-майор Павел Ивлианович Абрамидзе (1901-1989) встретил начало войны в должности командира 72-й горнострелковой дивизии 26-й общевойсковой армии Юго-Западного фронта, которой пришлось принять первый удар врага в приграничных сражениях июня-июля 1941 года на Западной и Правобережной Украине. Вскоре его дивизия попала в оперативное окружение и в начале августа 1941 года он, получив тяжелое ранение при попытке прорыва, был взят в плен в так называемом Уманском котле. Первоначально он содержался в лагере для военнопленных в польском городе Замосць, а затем был переправлен в концентрационный лагерь Хаммельбург, где вел активную антифашистскую работу. Его не раз безуспешно пытались склонить к сотрудничеству с германскими властями. За непримиримую позицию он был переправлен на более тяжелые условия содержания сначала в Нюрнберг, а затем в Вайсенбург. В начале мая 1945 года он был освобожден американскими войсками и, пройдя через жесткую проверку органами СМЕРШ и НКГБ СССР, в том же году был восстановлен в Рабоче-Крестьянской Красной Армии и награжден двумя орденами – за мужество в плену и выслугу лет.
Генерал-майор Валентин Андреевич Апакидзе (1904-1969) оказался на фронте с первого дня войны и в качестве командира 524-го стрелкового полка 112-й стрелковой дивизии 22-й армии Северо-Западного и Западного фронтов принял участие в тяжелых оборонительных боях под Красловым, Невелем и Вязьмой. В этих боях он был тяжело ранен, однако после излечения просил направить его в строевую часть на фронт. Но по приказу наркома обороны СССР в феврале 1942 года его назначили начальником отдела боевой подготовки Московского военного округа, а уже июле 1942 года – начальником Подольского пехотного училища, где до конца войны он руководил подготовкой и переподготовкой офицерских кадров для пехотных частей действующей армии.
Генерал-майор Иван Павлович Бабалашвили (1906-1983) в первый период войны, будучи заместителем командира и начальником артиллерии 414-й стрелковой дивизии (1941-1942), принимал участие в Иранской операции, обороне Крыма и в битве за Кавказ. Затем он был назначен командиром 392-й стрелковой дивизии (1943-1945), которая до конца войны состояла в резерве Закавказского фронта и несла службу по охране южных рубежей СССР и охране коммуникаций на территории Ирана.
***
Сегодня, в преддверии 70-летия Великой Победы, когда искажение исторических фактов неожиданно стало почти нормой, очень важен голос экспертов, работающих с подлинными историческими документами и проводящих серьезные научные исследования в архивах.
— Данный текст подготовлен на базе материалов Государственного архива Министерства обороны РФ (г. Подольск); Российского государственного архива кино- и фотодокументов (г. Красногорск); сайта Министерства обороны РФ «Подвиг народа»; изданий: Бабалашвили И.П. «Воины-грузины в боях за Украину в годы Великой Отечественной войны». Тбилиси, 1969; Бабалашвили И.П. «Вклад Грузии в общее дело победы над фашизмом: 1941-1945 гг.». Тбилиси, 1975; Вожакин М.Г., Русанов В.Ю. и др. «Великая Отечественная. Командармы. Военный биографический словарь» М., 2005; Вожакин М.Г., Русанов В.Ю. и др. «Великая Отечественная. Комкоры. Военный биографический словарь», т. 1-2, М., 2006; Введенский Б.А. Цапаев Д.А и др. «Великая Отечественная. Комдивы. Военный биографический словарь», т 1-5, М., 2011-2014.