Отар Мегвинетухуцеси - идеальный грузин в жизни и на экране

Колумнист Sputnik Грузия, вспоминает выдающегося грузинского актера Отара Мегвинетухуцеси и словно заново открывает истину о том, что скромность украшает любого человека, а человека известного и популярного – украшает вдвойне
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Прожив экранную жизнь Даты Туташхия, Отар Мегвинетухуцеси вполне мог позволить себе больше в театре не играть и в фильмах не сниматься. Ну это, конечно, образно говоря. В том смысле, что исполнив (хоть я не случайно написал "прожив") эту роль он навсегда закрепил за собой уникальное место в летописи кино. Не только грузинского. И в истории грузинского искусства вообще.

Писать о нем и трудно, и просто. Фраза, согласен, избитая, но в данном случае к месту. Она лучше всего характеризует отношение к выдающемуся актеру и человеку. Умевшему столь же ярко блеснуть на сцене, сколь незаметно сохранить поразительную скромность в быту.

Еще – необыкновенно талантливого. Влюбленного в профессию. И потому самодостаточного.

Однако писать о нем нелегко. Потому что Отар Мегвинетухуцеси принадлежал к избранной категории публичных людей, которые не пытаются привлечь к себе внимание публики, скажем так, искусственно. То есть, в обход искусства, которому посвятили жизнь.

Кадр из фильма "Дата Туташхия"
Это к тому, что для многих фанатов чувства, нравы, привычки известных персон важнее их творчества. Побочный результат широкой массовости и острой нехватки культуры. И им, к сожалению, охотно пользуются сами персоны, из тех, кто не прочь этой массе подыграть. Подкинуть "горяченькое" на себя родных! Что к творчеству и к профессионализму никакого отношения не имеет. Хотя, я не исключаю, кое-кому доставляет извращенное наслаждение. И заодно прибавляет дешевой популярности.

Мегвинетухуцеси с начала карьеры пользовался огромной популярностью. Высокий красавец. С синими глазами. И благородной внешностью, отличающей породистых грузин. За дешевыми эффектами не гнался. Всегда умел четко отделять профессиональную сторону – чувства, мысли, поступки, эмоции – от той, что касалась семьи, близких, друзей.

Не будучи знаком при жизни, я, прежде чем взяться за перо, пытался отыскать в Интернете интересные эпизоды и факты из его биографии. Не буду лукавить – как журналисту, конечно же, хотелось раскопать что-нибудь сугубо личное. Однако в открытом доступе щедро была представлена лишь информация, касающаяся фильмов, спектаклей, актерской профессии. Подробный перечень ролей в театре и кино. Награды и звания. Оценки критиков. Воспоминания коллег.

Ничего сугубо личного. Кроме пары обязательных строк – где родился, когда скончался. Похоже, выдающийся актер всячески избегал публичности и саморекламы. Не считал, что жизнь его вне актерской профессии может для кого-то представлять интерес.

Отар Мегвинетухуцеси в фильме "Мольба"
Действительно, где же тут интрига, если благородная внешность, в отличие от уайльдовского Дориана Грэя, полностью соответствует складу характера и ума? Если в глубине души запрятано то же, что читается в глазах? Если друзья и окружающие говорят только хорошее? Если по нему сохла половина взрослого женского населения, а он как супруг больше полувека прожил с одной единственной женщиной?..

Впрочем, если вдуматься, это великое благо. То, что люди по-настоящему скромные, порядочные, умные, талантливые не возбуждают нездоровый интерес. Что они никого не учат жить. Не ходят под руку с политическими лидерами. Не дают превратить себя в послушный атрибут избирательных кампаний.

Признаться, в известных артистах, спортсменах, певцах меня всегда коробила воинствующая некомпетентность. Когда кто-то из них пытался использовать свою профессиональную популярность, к примеру, для оказания политического влияния. Или делал безапелляционные заявления, уверовав в то, что наделен универсальным правом судить обо всем и обо всех…

Отар Мегвинетухуцеси до последнего вздоха служил только тому, что любил и чем владел в совершенстве. Он был актером широкого диапазона, умел перевоплощаться до неузнаваемости. Тем не менее, умудряясь оставаться узнаваем.

И в этом смысле писать о нем просто. Потому сыгранные роли сами по себе позволяют нам судить о нем как о личности. Это профессиональный секрет, потому что во всех созданных им образах есть нечто объединяющее, выдающее самого творца.

Режиссер Кети Долидзе назвала Мегвинетухуцеси последним грузинским трагиком. Огромная честь! Особенно с учетом многовековой театральной традиции, где трагики – особая каста актеров. Однако блестяще воплощая трагические образы, он, на мой взгляд, в это традиционное не столько амплуа, сколько понятие, никогда не вмещался. Его герои, игранные и переигранные до него великими мастерами, уникальны тем, что лишены роковой обреченности. В их глазах никогда не гаснет надежда.

Супруга Отара Мегвинетухуцеси возложила цветы к памятнику супруга
Как она никогда не гасла и в душе грузинской нации. Можно с полным основанием заявить, что Отар Мегвинетухуцеси, и как человек, как гражданин, как личность, и как актер всегда достойно воплощал ее лучшие качества. Так же, как и самый известный его киногерой – Дата Туташхия. Примечательно, кандидатура Мегвинетухуцеси на роль Даты Туташхия даже не обсуждалась. Она была с самого же начала очевидна для всех, включая автора романа и сценария Чабуя Амирэджиби…

Режиссер Гига Лордкипанидзе вспоминает, что в Москве в дни показа по Центральному телевидению фильма "Берега" (название русскоязычной версии), улицы вымирали, а преступность падала на 70 процентов. Можете вообразить, что происходило в Тбилиси и в Грузии?! Я, члены моей семьи, соседи, друзья – все мы замирали у телеэкранов в ожидании очередной серии. Бесподобная музыка Гии Канчели. Титры. И вот…

После фильма некоторые критики назвали Дату Туташхия грузинским Робин Гудом. Затертый штамп. Лишенный философской глубины. Нет, Дата не Робин Гуд! Он из иного мира. Он даже не воин. И не борец. Защитник? – Возможно. Но точнее, человек, ищущий свою дорогу к храму.

Как искал ее вместе с ним Отар Мегвинетухуцеси.

Как искали и продолжаем искать ее мы…

Счастливого всем дня!