Журналист меняет профессию: "Стоянщики" тбилисских улиц

Для проекта "Журналист меняет профессию" корреспондент Sputnik Грузия Шота Нозадзе на один день облачился в салатовый жилет и стал дежурным автостоянки
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Это одна из самых упорядоченных сфер в Грузии, где нет ни работодателей, ни контролирующих. Зато есть самозанятые, зарабатывающие деньги, сами составляющие рабочий график и определяющие правила и не конфронтирующие друг с другом. Они не подотчетны ни перед кем… Дежурного автостоянки в Тбилиси называют "стоянщиком".

Их все знают — в салатовых или оранжевых, светоотражающих жилетах в полоску, они стоят у мест остановки автомобилей и помогают водителям найти место для парковки.

Кого-то их появление раздражает, и они отказываются от предлагаемой помощи, другие, напротив, сами просят помочь, когда паркинг связан с определенными сложностями…

Репортер Sputnik в роли стоянщика

"Стоянщик" Отари вверил мне 13 мест для остановки машин. Молодой и вежливый, он помог мне овладеть определенными элементарными профессиональными навыками. У него за плечами богатый опыт – три года он день через день работает по 12 часов на отведенном месте, под открытым небом. И в зной, и в дождь, и в стужу… Главная мотивация – принести домой деньги "на кусок хлеба".

Из 13 мест несколько заняли жители близлежащих домов, и это довольно значительные финансовые потери, поскольку, если машина долго простоит на стоянке, то к концу дня заработок будет меньше.

Тут, конечно же, многое зависит от специфического жилета и ловкости размахивания жезлом.

— Сюда, сюда…

И мы остановили первую машину. Нам повезло – водитель вернулся сразу же. При выезде ему моя помощь не понадобилась. Он высовывает из окна руку, протягивая мелочь.

Репортер Sputnik в роли стоянщика

Спрашиваю:

— Вы оплачивали абонемент на парковку в городе?

— Да.

— Тогда почему вы мне дополнительно платите?

Он улыбается.

— 20 лет за рулем, мне при парковке помощь не нужна. Просто, это от меня – пожертвование в 50 тетри. Вы ведь для этого здесь…

И я почти "даром" заработал первые 50 тетри!

За первым заработком последовали то 30 тетри, то лари, то просто "спасибо"…

Постепенно карманы начали тяжелеть…

Как работают тбилисские стоянщики: репортер Sputnik меняет профессию

На местах стоянки автомобилей "стоянщиками" определены границы своего влияния, и они строго придерживаются правил. Потому между ними почти не бывает разногласий. Вместе с тем, никто не знает, кто определил эти места — "стоянщики" никак не связаны ни с городской мэрией, ни с "С.Т. Park". Жилеты в полоску, по их словам, они покупают на свои деньги, так же, как жезлы.

Профессия "стоянщика" кроме того, что требует достаточной выносливости, связана с особой "проворностью". Потому что со стоянок пара-тройка машин "сбежала", не оставив ни денег, ни "спасибо"…

Вечерело, и я стал считать "пожертвования". За восемь часов собралось 12 лари и 40 тетри! Мне показалось мало… В течение дня иностранцы "жертвовали" от 50 тетри до двух лари, местные – до 60-70 тетри.

Репортер Sputnik в роли стоянщика

Видимо, мне не хватило опыта!

Отар сказал мне, что бывалые "стоянщики" могут набрать гораздо больше, нежели 12 лари, и даже предложил мне вакансию – дескать, работа такая, что заработок будет всегда, как надумаешь, приходи…