На днях в Национальном музее Грузии открылась выставка, посвященная 65-летию Зураба Каландадзе. На выставке представлены 27 созданных в 2000-2012 годах работ художника. Цикл его выставок и встреч пройдет в Гааге, Роттердаме, Бергене, а также в Нидерландах и Бельгии.
Зураб Каландадзе с 1994 года живет в Голландии. Его деятельность охватывает живопись, поэзию, литературу, исследования и редакционно-издательское дело. Он является членом Союза профессиональных художников Голландии и партнерской организации ЮНЕСКО — Международной ассоциации людей искусства. Sputnik Грузия связался с ним во время пребывания в Тбилиси.
- Как вы оказались в Голландии и по какой причине там остались?
— В Голландию я уехал в 1993 году. Были очень трудные годы, холод, отсутствие электричества… Самым сложным было то, что творческий настрой в тот период упал практически до нуля. Человек не мог духовно взять себя в руки и намечать творческие планы. Люди думали о совершенно иных проблемах — о том, что нужно было выживать и спасать других.
- Когда в то время грузин оказался в другой среде (в вашем случае – в Голландии), что было для него незнакомым раем? Вспомните свои ощущения – возникло ли сожаление по поводу того, что в своей стране такого нет и еще долго не будет?
— В вашем вопросе частично уже содержится и сам ответ, но я не думал о том, что в лице Голландии нашел рай. В моем случае мотивация появилась из-за совершенно другого: в тот период в Грузии я работал над путями создания живописи химическими методами.
- Имеется в виду техническая сторона рисования?
— Да, именно. "Зачинщиком" этого технического метода в Грузии был я и почти четыре года проводил опыт в данном направлении. Эти опыты еще раньше начал проводить немецкий художник Макс Эрнст. Технологии, работу над которыми начал и я, требовали большой энергии и внутренней свободы. Совершенствование этих технологий я закончил в Голландии. Уверяю вас, в то время я совершенно не собирался оставаться в Голландии на всю жизнь. Туда я поехал по официальному приглашению для того, чтобы закончить свои опыты. В свое время получил письмо от министра культуры Голландии, которое храню до сих пор. В нем сообщалось, что подобной техники в стране пока не существует и она будет для Голландии очень интересна. Словом, в результате, я хотел получить метод, называемый техникой монопринта, и использовать его на больших полотнах.
- Что конкретно подразумевает эта техника?
— Максимальное разжижение масляных красок и их единоразовое наложение на полотно таким образом, чтобы оно напоминало картину. В цвете добиться этого очень трудно. Результат я получил лишь через три года. Эрнст добился этого на каком-то уровне в черно-белых цветах, а потом заболел… Проблемы со здоровьем были и у меня, но цвета добился, а это было новинкой. Так я и остался в Голландии, а потом трудно было возвращаться, поскольку уже планировались выставки, были заключены договора.
- Вы создавали картины по этой технологии?
— По этой технологии я смог работать лишь десять лет, а продолжать работать уже не смог, поскольку у меня возникли физические проблемы. Создал около 100 больших работ и 275 миниатюр. В Голландии было организовано около 200 моих выставок. Сейчас у меня уже заранее запланировано десять выставок.
- В Голландии вы издали более двадцати сборников художественных произведений на грузинском, английском, русском, французском, немецком, испанском, итальянском языках…
— Да, совершенно верно. И поскольку в данном случае мы касаемся непосредственно выставки, скажу, что для каждой из них подготовка ведется заранее. А это подразумевает и подготовку сборников. Я уже 24 года живу в Голландии, за это время сборников собралось немало. Я здесь публиковал и стихи. Первое свое стихотворение написал и издал, будучи совсем молодым – в журнале "Цискари", когда его редактором был Морис Поцхишвили…
— Этот вопрос я задаю практически всем проживающим за рубежом грузинам: какой видится родина издалека?
— По сей день у меня сохранилась активная связь с родной страной, с семьей и друзьями. Иными словами, со всем этим духовная связь никогда не прерывалась. Здесь посредством издательства "Мтацминда" редактирую различные тексты, и это также связывает меня с родной страной. Выходит, что я, в определенном смысле, даже живу ее жизнью…
- Вы прошли интересный жизненный путь. Можете ли сказать, что открыли что-то, что стало для вас главным?
— Скажу откровенно: все, что я видел и испытал и там, и здесь, то, что мы называем ценным – это любовь, любовь в семье, ко второй половине, к детям, любовь к родине. И еще – уважение по отношению к добру. Во всем мире одинаковы основные моменты жизни человека, просто культуры разные. В отсталой ли стране, в развитой ли – всем одинаково нужна любовь…