Грузинские жены "врагов народа" оживут в спектакле Варсимашвили

Впервые на обновленной сцене театра Грибоедова, в Большом зале, 24 февраля в 18:00 пройдет показ одной из самых успешных постановок — спектакля "А.Л.Ж.И.Р.".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

"А.Л.Ж.И.Р." поставлен режиссером и художественным руководителем театра Автандилом Варсимашвили в жанре документальной драмы. В основе трагического повествования – неопровержимые факты: протоколы, письма, фотографии, воспоминания очевидцев… Это хроника одного из самых страшных лагерей советской эпохи, Акмолинского лагеря жен изменников Родины, или АЛЖИРА – именно так называли один из трех "островов" ГУЛАГа, основанный 80 лет назад, в 1938 году. Его заключенные были репрессированы как ЧСИРы – "члены семей изменников Родины". Спектакль рассказывает об узницах АЛЖИРА из Грузии, их жизни и судьбе, муках и мечтах, надеждах и крушении надежд.

"А.Л.Ж.И.Р." – первый в истории Грузии и грузинского театра опыт художественно-документального осмысления периода, когда сознательным репрессиям подвергались невиновные женщины. Вся их вина перед советской властью состояла лишь в том, что они были женами. Женами "врагов народа" – арестованных, сосланных, расстрелянных…

Сцена из спектакля "А.Л.Ж.И.Р."

Свой срок от звонка до звонка в лагере отбыли около 8 тысяч женщин. В их числе – почти 300 узниц из Грузии. В застенках АЛЖИРА томились репрессированные из самых знаменитых семей Грузии: жена писателя Бориса Пильняка Кира Андроникашвили, жена дирижера Евгения Микеладзе Кетеван Орахелашвили, мать писателя Булата Окуджавы Ашхен Налбандян, мать кинорежиссера Льва Кулиджанова Екатерина Кулиджанова, мать писателя Нодара Думбадзе Александра Думбадзе-Бахтадзе и его тетя Тамара Думбадзе…

Прежде чем приступить к постановке, режиссер Автандил Варсимашвили и сотрудники литературной части театра провели серьезные исследования. В своих изысканиях они сотрудничали с Музеем "АЛЖИР", Фондом имени Генриха Белля на Южном Кавказе, тесно общались с потомками репрессированных. Результатом работы стал поименный список узниц АЛЖИРА – женщин из Грузии. Их оказалось 281… На сегодняшний день это самый полный список из всех существующих, он опубликован в программке спектакля.

Сцена из спектакля "А.Л.Ж.И.Р.", актриса Мариам Кития

О том, как возникла идея постановки, как шла работа над спектаклем, Sputnik Грузия рассказал Автандил Варсимашвили, режиссер-постановщик и автор сценической версии.

"А.Л.Ж.И.Р." — это не спектакль в привычном смысле слова. Не знаю, можно ли его вообще воспринимать как драматический спектакль. Это спектакль-документ, художественно-документальная драма, и его литературной основой стали документы… Идея спектакля родилась в Казахстане. Во время гастролей театра Грибоедова в Астане нам предложили поехать в Акмолинский лагерь. Все с интересом согласились, а я отказался: "Не хочу, это будет очень тяжело. Останусь в номере, поработаю". Но жена в телефонном разговоре сказала: "Там же была моя бабушка! Поезжай, возможно, ты что-нибудь узнаешь о ней". И я, конечно, поехал вместе со всеми", — говорит Варсимашвили.

Режиссер театра Авто Варсимашвили

Лагерь оставил очень тяжелое впечатление… Там, на "стене плача", Автандил Варсимашвили искал Нину Лаперашвили — бабушку своей жены, но никак не мог найти.

"И вдруг наша актриса Люся Артемова позвала меня: "Авто, иди сюда, она здесь". Оказывается, она была записана как Нина Орджоникидзе-Лаперашвили, по мужу. Вернувшись в Тбилиси, я рассказал обо всем увиденном жене, и Элисо мне ответила: "А ведь бабушка никогда об этом не рассказывала. Говорила, что не хочет вспоминать", — отметил режиссер.

Варсимашвили начал расспрашивать родственников и друзей тех, кто отбывал срок в АЛЖИРе, но и им никто не сказал ни слова о том страшном времени. Затем режиссер обратился в Фонд Генриха Белля, начал изучать документы, и снова то же самое – никто из заключенных никому ничего не рассказывал… Они не хотели говорить об этом, старались стереть из памяти страшный опыт.

Авто Варсимашвили: я посвятил спектакль мужественным грузинским женщинам

"Только представьте, что им довелось пережить, если они ничего не хотели рассказывать даже своим близким! Понимаете, это трагический парадокс: они хотели выжить, чтобы всем поведать про эти ужасы, но потом, когда вышли на свободу, так никому ничего и не рассказали… Конечно, об АЛЖИРе написаны книги. Я все пересмотрел, прочел много произведений на тему репрессий, перечитал "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург. Кстати, оттуда один эпизод вошел в спектакль. В итоге я собрал историю Женщины, побывавшей в аду. Мне хотелось сделать спектакль с тихой режиссурой, добиться сильного художественного впечатления минимальными выразительными средствами. Наш спектакль – некое художественное обобщение. Важно было показать, что такое было, и оно не должно повториться. А еще — отдать дань уважения и преклонения перед памятью этих женщин. Их должны помнить мы, внуки, о них должны знать и молодые… Нельзя ничего забывать", — подчеркнул Варсимашвили.

На Международном театральном фестивале "Встречи в России" в Санкт-Петербурге "А.Л.Ж.И.Р." получил Приз зрительских симпатий. А недавно случилось и вовсе невиданное: впервые престижную театральную награду – Приз имени Верико Анджапаридзе – получила не одна актриса, как это положено по статусу приза, а все семь исполнительниц, занятых в спектакле — Людмила Артемова-Мгебришвили, Инна Воробьева, Нино Кикачеишвили, Мариам Кития, Анна Николава, София Ломджария и Наталия Воронюк.