"А.Л.Ж.И.Р." поставлен режиссером и художественным руководителем театра Автандилом Варсимашвили в жанре документальной драмы. В основе трагического повествования – неопровержимые факты: протоколы, письма, фотографии, воспоминания очевидцев… Это хроника одного из самых страшных лагерей советской эпохи, Акмолинского лагеря жен изменников Родины, или АЛЖИРА – именно так называли один из трех "островов" ГУЛАГа, основанный 80 лет назад, в 1938 году. Его заключенные были репрессированы как ЧСИРы – "члены семей изменников Родины". Спектакль рассказывает об узницах АЛЖИРА из Грузии, их жизни и судьбе, муках и мечтах, надеждах и крушении надежд.
"А.Л.Ж.И.Р." – первый в истории Грузии и грузинского театра опыт художественно-документального осмысления периода, когда сознательным репрессиям подвергались невиновные женщины. Вся их вина перед советской властью состояла лишь в том, что они были женами. Женами "врагов народа" – арестованных, сосланных, расстрелянных…
Свой срок от звонка до звонка в лагере отбыли около 8 тысяч женщин. В их числе – почти 300 узниц из Грузии. В застенках АЛЖИРА томились репрессированные из самых знаменитых семей Грузии: жена писателя Бориса Пильняка Кира Андроникашвили, жена дирижера Евгения Микеладзе Кетеван Орахелашвили, мать писателя Булата Окуджавы Ашхен Налбандян, мать кинорежиссера Льва Кулиджанова Екатерина Кулиджанова, мать писателя Нодара Думбадзе Александра Думбадзе-Бахтадзе и его тетя Тамара Думбадзе…
Прежде чем приступить к постановке, режиссер Автандил Варсимашвили и сотрудники литературной части театра провели серьезные исследования. В своих изысканиях они сотрудничали с Музеем "АЛЖИР", Фондом имени Генриха Белля на Южном Кавказе, тесно общались с потомками репрессированных. Результатом работы стал поименный список узниц АЛЖИРА – женщин из Грузии. Их оказалось 281… На сегодняшний день это самый полный список из всех существующих, он опубликован в программке спектакля.
О том, как возникла идея постановки, как шла работа над спектаклем, Sputnik Грузия рассказал Автандил Варсимашвили, режиссер-постановщик и автор сценической версии.
"А.Л.Ж.И.Р." — это не спектакль в привычном смысле слова. Не знаю, можно ли его вообще воспринимать как драматический спектакль. Это спектакль-документ, художественно-документальная драма, и его литературной основой стали документы… Идея спектакля родилась в Казахстане. Во время гастролей театра Грибоедова в Астане нам предложили поехать в Акмолинский лагерь. Все с интересом согласились, а я отказался: "Не хочу, это будет очень тяжело. Останусь в номере, поработаю". Но жена в телефонном разговоре сказала: "Там же была моя бабушка! Поезжай, возможно, ты что-нибудь узнаешь о ней". И я, конечно, поехал вместе со всеми", — говорит Варсимашвили.
Лагерь оставил очень тяжелое впечатление… Там, на "стене плача", Автандил Варсимашвили искал Нину Лаперашвили — бабушку своей жены, но никак не мог найти.
"И вдруг наша актриса Люся Артемова позвала меня: "Авто, иди сюда, она здесь". Оказывается, она была записана как Нина Орджоникидзе-Лаперашвили, по мужу. Вернувшись в Тбилиси, я рассказал обо всем увиденном жене, и Элисо мне ответила: "А ведь бабушка никогда об этом не рассказывала. Говорила, что не хочет вспоминать", — отметил режиссер.
Варсимашвили начал расспрашивать родственников и друзей тех, кто отбывал срок в АЛЖИРе, но и им никто не сказал ни слова о том страшном времени. Затем режиссер обратился в Фонд Генриха Белля, начал изучать документы, и снова то же самое – никто из заключенных никому ничего не рассказывал… Они не хотели говорить об этом, старались стереть из памяти страшный опыт.
"Только представьте, что им довелось пережить, если они ничего не хотели рассказывать даже своим близким! Понимаете, это трагический парадокс: они хотели выжить, чтобы всем поведать про эти ужасы, но потом, когда вышли на свободу, так никому ничего и не рассказали… Конечно, об АЛЖИРе написаны книги. Я все пересмотрел, прочел много произведений на тему репрессий, перечитал "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург. Кстати, оттуда один эпизод вошел в спектакль. В итоге я собрал историю Женщины, побывавшей в аду. Мне хотелось сделать спектакль с тихой режиссурой, добиться сильного художественного впечатления минимальными выразительными средствами. Наш спектакль – некое художественное обобщение. Важно было показать, что такое было, и оно не должно повториться. А еще — отдать дань уважения и преклонения перед памятью этих женщин. Их должны помнить мы, внуки, о них должны знать и молодые… Нельзя ничего забывать", — подчеркнул Варсимашвили.
На Международном театральном фестивале "Встречи в России" в Санкт-Петербурге "А.Л.Ж.И.Р." получил Приз зрительских симпатий. А недавно случилось и вовсе невиданное: впервые престижную театральную награду – Приз имени Верико Анджапаридзе – получила не одна актриса, как это положено по статусу приза, а все семь исполнительниц, занятых в спектакле — Людмила Артемова-Мгебришвили, Инна Воробьева, Нино Кикачеишвили, Мариам Кития, Анна Николава, София Ломджария и Наталия Воронюк.