XXIII Зимняя Олимпиада в южнокорейском Пхенчхане завершилась и стала частью истории. Рассуждать о том, какими получились эти игры, мы сейчас не будем. Всегда будут те, несмотря на различные сопроводительные факторы, для кого Олимпиада сложилась удачно и кто возвращается на родину на коне, и будут те, у кого на душе останется чувство неудовлетворенности по разным причинам.
Мы не будем углубляться в Олимпийские дебри, а просто постараемся проанализировать выступление сборной Грузии в Пхенчхане. Сразу должен подчеркнуть, что однозначного ответа, во всяком случае у меня, на вопрос – удачно или нет сложилась Олимпиада для грузинских спортсменов – у меня нет. Ведь у каждого из нас, у меня или другого представителя пишущей братии и у спортсмена – совершенно разные критерии оценки выступлений.
Пожалуй, начнем с общего количества грузинских спортсменов на ОИ в Пхенчхане. В Южную Корею смогли квалифицироваться четыре атлета, представляющих три вида спорта: Нино Циклаури и Ясон Абрамашвили (горные лыжи), Георгий Согоян (сани) и Морис Квителашвили (фигурное катание).
Девиз Национального Олимпийского Комитета (НОК) Грузии – лучше, чем в прошлый раз. Четыре года назад на играх в Сочи под флагом Грузии тоже выступали четыре спортсмена, но вице-президент НОК Грузии Мамука Хабарели отметил, что: "количество спортсменов осталось таким же, но добавилась новая дисциплина – сани. Поэтому, можно считать, что мы улучшили показатели по сравнению с играми в Сочи".
Тут же возникает закономерный вопрос – а когда появился этот девиз? Потому что если сравнивать ОИ в Сочи (2014) и в Ванкувере (2010), то получится совсем неутешительная картина – в Канаде Грузия была представлена 7 атлетами, ну а про Сочи мы уже сказали.
И потом, четыре атлета – это много или мало? Скажем, Сербия, численность населения которой составляет 7 миллионов человек, делегировала на Олимпиаду тоже четырех участников. При этом Ирландия и Исландия, уровень жизни в которых намного выше, чем в Грузии, на игры отправили только по пять спортсменов. Ну да Бог с ними европейскими странами. Как отнестись к тому, что Нигерия, для которой эти ОИ стали первыми зимними в истории и для которых снег – это настоящее диво-дивное, тоже была представлена четырьмя спортсменами? Да, все выступали в четверке бобслея, но все же.
Тут хотелось бы заострить внимание еще на одном обстоятельстве. Больше чем уверен, что, скажем, та же Ирландия вряд ли будет претендовать на проведение Зимней Олимпиады или Зимнего юношеского фестиваля. В Грузии есть горнолыжные курорты и трассы, соответствующие международным стандартам. Это и Гудаури, и Бакуриани, и Тетнулди с Хацвали (оба рядом с Местия). А результатов в горнолыжном, хотя бы в горнолыжном спорте, как не было, так и нет.
Не самым лучшим образом выступила на ОИ и Нино Циклаури, которую тоже сложно удивить играми. Как никак за плечами Ванкувер и Сочи. В соревнованиях по гигантскому слалому грузинка отстала от победительницы на 16.91 (!) секунд и заняла 46 место. Чуть лучше Циклаури выступила в слаломе – сумела войти в топ-40, показав 39 результат.
И если с горными лыжами все более или менее понятно – грузинские спортсмены выступили на том уровне, какой мы привыкли от них видеть (жаль, что все-таки не смогли улучшить), то, лично я, чуть большего ожидал от фигуриста Мориса Квителашвили.
Недели за две до старта игр президент федерации фигурного катания Грузии Мака Гиоргобиани отметила, что на Квителашвили не будет никакого давления. Для него это первые игры, и пусть он освоится с ситуацией. Все по Пьеру де Кубертену – главное не победа, а участие.
Так и получилось с Квителашвили, который еще в прошлом сезоне показал прекрасные результаты, заняв на ЧЕ 6 место, а на ЧМ 13. Сумев квалифицироваться в произвольную программу на ОИ в Пхенчхане, там Квителашвили откатался не самым лучшим образом и в итоге занял 24, последнее место. Обидно то, что его суммарная оценка за короткую и произвольную программы (204.57 балла) была меньше, чем победитель соревнований Юдзуру Ханю (Япония) получил только за свое произвольное выступление (206.17 балла).
Наверное, меньше всего претензий к молодому 20-летнему саночнику Георгию Согояну. Понятно, что для него эти игры были первыми в карьере, и ожидать выдающихся показателей от спортсмена не приходилось. В конечном итоге Согоян занял 32 место, оставив позади себя восьмерых саночников. Остается лишь надеяться, что Согоян получил бесценный опыт, и на Олимпиаде в Пекине в 2022 году сумеет улучшить свои показатели.
Перед тем, как приступить к написанию этого материала, я пообщался со своими коллегами спортивными журналистами, чтобы узнать их мнение о выступлении грузинских спортсменов на ОИ в Пхенчхане. И вы знаете, все мы пришли к общему знаменателю, что для Грузии эта Олимпиада прошла, скажем так – в рабочем режиме. Не плохо и не хорошо, без эмоциональных скачков, без того чувства, когда ты надрываешь голосовые связки, болея за своих. Она прошла на том уровне, к которому грузинский болельщик уже, к сожалению, привык.