Принято считать, что творческие люди – это кладезь всякого рода странностей, аномалий и неординарных поступков. А писатели – это личности, которые просто не могут жить не на лезвии самых пограничных чувств и событий.
Во Всемирный день писателя*, который отмечается 3 марта, Sputnik Грузия решил рассказать, какими интересными странностями обладали великие грузинские писатели и на что они были способны.
Смерть и Михаил Джавахишвили
Удивительно, но смерть всегда ходила по пятам за выдающимся грузинским писателем Михаилом Саввичем Джавахишвили. Первый след смерти был закодирован в причине смены фамилии писателя, которая была объяснена самим писателем следующим образом: по его словам, его дед, урожденный Джавахишвили (благородное семейство из провинции Картли) убил человека, из-за чего тому пришлось бежать в Кахетию, где он взял новую фамилию — Токликишвили.
Вскоре дед Михаила, Адам, вернулся в Картли, и его сын Саба был зарегистрирован как Адамашвили. Михаил носил эту фамилию в молодости, но позже он все же вернул фамилию предков — Джавахишвили.
Далее Михаил поступил в училище садоводства и виноградарства в Ялте, но тут прозвенел еще один звоночек смерти. Семейная трагедия заставила его бросить учебу: грабители убили его мать и сестру, а также вскоре скончался отец. Вернувшись в Грузию в 1901 году, он работал на медеплавильном заводе в Кахетии.
Дебютировав как писатель в 1903 году, Джавахишвили вскоре принялся за написание статей с критикой в адрес российских властей, за что в 1906 году царские репрессии вынудили его эмигрировать во Францию, где в университете Парижа он изучал искусство и политическую экономию. После многочисленных путешествий по странам Европы в 1909 он тайно вернулся на родину под чужим паспортом. Джавахишвили издавал журнал "Эри" ("Нация"), за что был судим и выслан из Грузии в 1910 году. Он вернулся в 1917 году и, после почти пятнадцатилетней паузы, возобновил писательскую деятельность.
В 1921 году он вступил в Национально-демократическую партию Грузии и находился в оппозиции к советскому правительству Грузии. А в 1923, во время большевистских нападок на партию, Джавахишвили был арестован и приговорен к смертной казни, но был оправдан при посредничестве грузинского Союза писателей и освобожден после шести месяцев тюремного заключения.
Одним словом, смертельная опасность и Михаил Джавахишвили были неразделимы на протяжении всей жизни писателя. После краха первой Грузинской демократической республики и образования Грузинской ССР, писатель из-за своих взглядов всегда был под специальным наблюдением.
В 1924, подозреваясь в участии в патриотических восстаниях, он был заключен в тюрьму и после серии допросов и пыток приговорен к смерти, но опять удивительным образом выжил.
Но конец все же был неминуем: писателя арестовали 14 августа 1937 года, его пытали в присутствии Берия, пока он не подписал "признание". Он был расстрелян 30 сентября 1937 года. Его имущество было конфисковано, а архивы уничтожены, его брат расстрелян, а вдова отправлена в ссылку. Джавахишвили оставался под запретом цензуры до конца 1950-х годов, когда его реабилитировали, а произведения переиздали.
Страсть к философии и Константин Гамсахурдия
Страсть к философии была ключевой особенностью творчества и жизни писателя Константина Гамсахурдия. Пристрастившись к любомудрию в Германии, он также слушал лекции в Сорбонне, университетах Швейцарии. В итоге в 1918 году получил степень доктора философии Берлинского университета. В раннем творчестве писателя отчетливо просматривается влияние немецкого экспрессионизма и французского символизма. А в первом романе "Улыбка Диониса", опубликованном в Тбилиси в 1925 году, Гамсахурдия в полной мере отражает свои философские и эстетические взгляды. Кстати, советская критика встретила роман враждебно, обвинив автора в декадентстве.
Интересно, что во времена Сталина Гамсахурдия начал работу над своим главным произведением — романом о трагической судьбе художника в тоталитарном обществе "Десница великого мастера". Историческим фоном повествования стало строительство православного храма Светицховели в древней столице Грузии Мцхете в 1010—1029 годах по заказу царя Георгия I и католикоса Мельхиседека грузинским зодчим Константином Арсакидзе. В романе судьбы главных героев-антагонистов Арсакидзе и Георгия сплетаются в трагический клубок — они соперничают из-за любви дочери одного из эриставов Шорены. Оба разрываются между любовью и долгом.
Между прочим, мемуары Гамсахурдия "Общение с призраками" (1963) и его завещание (1959) были запрещены к публикации и напечатаны только после 1991.
Детективы и Чабуа Амиреджиби
С жизни автора легендарного "Дата Туташхия", писателя Чабуа Амиреджиби, серьезно можно писать захватывающие детективы.
Чабуа родился в семье тбилисского юриста, происходящего из древнего княжеского рода. В 1938 году его отец был репрессирован и погиб во время следствия, а мать была приговорена к десяти годам лагерей. В 1944 году за участие в студенческой политической группе "Белый Георгий" Чабуа Амирэджиби был приговорен к 25 годам заключения. Трижды бежал, причем в третий раз по поддельным документам попал в Беларусь и стал директором завода, однако снова был арестован и отправлен в заключение.
Закончил жизнь Чабуа Амирэджиби в высшей степени литературно: в 2010 году получил благословение постричься в монахи от главы Грузинской православной церкви Илии Второго. Он получил также благословение Патриарха на продолжение творческой деятельности. Священный синод Грузинской православной церкви в виде исключения разрешил 89-летнему писателю пребывать не в монастыре (писатель к этому времени уже долгое время был лишен дара речи и тяжело болен), а в собственном доме. Постригшемуся монаху было присвоено церковное имя Давид в честь святого царя Давида Агмашенебели.
Католицизм и Сулхан-Саба Орбелиани
Любовь грузинского дипломата, просветителя, гуманиста и писателя Салхана-Сабы Орбелиани к католицизму была нескрываемой.
Сулхан Орбелиани родился в деревне Тандзиа, воспитывался при царском дворе. Его отец был верховным судьей Картли и приходился шурином грузинскому царю Вахтангу V. В 1698 году произошел интересный перелом в жизни Сулхана Орбелиани — придворный, феодал и баснописец становится "смиренным монахом Саба". Если верить утверждению католического миссионера, проживающего в Грузии, Саба (тайный католик с 1692 года) стал монахом, чтобы добиться большей свободы действий в борьбе за соединение Грузинской православной и Римско-католической церквей.
В 1713 — 1716 годах Саба находился в Западной Европе с дипломатической миссией. Там он уже официально принял католичество. Но тщетно добивался монах-патриот помощи у Папы Римского и французского короля Людовика XIV в борьбе против натиска персидских Сефевидов. Все ограничилось чисто внешними почестями. В 1724 году Саба эмигрировал вместе с Вахтангом VI (своим учеником) в Россию, где и умер.
Примечательно, что Сулхан-Саба является автором сборника басен и новелл "О мудрости вымысла" ("О мудрости лжи"), в котором развивает идеи просвещенного абсолютизма, резко осуждая феодальную разобщенность общества. В его произведениях оформился новогрузинский литературный язык. Им же был составлен "Толковый словарь грузинского языка", по сей день не потерявший своего научного значения.
Близость к святому и Яков Цуртавели
Яков Цуртавели (также Яков Цуртавский, священник Яков) — грузинский писатель конца V века. Ему принадлежит сочинение "Мученичество святой царицы Шушаник" (между 476 и 483) — первый сохранившийся памятник древней грузинской литературы. Оно рассказывает о жизни и мученической кончине жены картлийского правителя Варскена, которая отказалась вслед за мужем, искавшим союза с Персией, перейти в зороастризм. За это Варскен подверг Шушаник тяжким пыткам и заключил ее в темницу, где она и скончалась. Автор жития утверждает, что был духовником царицы, описывает, причем в третьем лице, свои беседы с Шушаник, поэтому составленное им житие уникально как свидетельство очевидца событий. Кроме кратких сведений, почерпнутых из "Мученичества", достоверной информации о жизни Якова Цуртавели, к сожалению, нет.
*Всемирный день писателя (World Day of the writer) был учрежден по решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба (International PEN Club), который проходил с 12 по 18 января 1986 года. Праздник отмечается во многих странах мира, причем не только писателями, но и считается профессиональным праздником всех представителей "четвертой власти".