Нина Ананиашвили раскрыла рецепт спасения грузинского балета

Всемирно известная балерина Нина Ананиашвили 19 марта празднует 55-летие. Колумнист Sputnik, писатель Игорь Оболенский вспоминает интересные случаи из жизни танцовщицы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Помню, когда много лет назад первый раз набрал номер домашнего, тогда московского телефона, а это было часов в одиннадцать утра, трубку взял Георгий, муж Ананиашвили. И удивился вопросу, могу ли я услышать Нину.

"Значит, вы ничего не понимаете в балете, если звоните балерине утром. В этот час все находятся в классе".

У Нины была завидная карьера – первые партии в Большом, гастроли и выступления на лучших балетных площадках мира. Пишу "была" не потому, что все уже позади. Просто тогда казалось, что никаких радикальных изменений уже не случится, все достигнуто. Куда уж больше?

Заслуженная артистка РСФСР Нина Ананиашвили в роли Одиллии и заслуженный артист РСФСР Андрис Лиепа в роли Принца

Даже в Нью-Йорке, где блистала Нина, американцы с легкостью выговаривали ее не самую простую для иностранного уха фамилию и с восхищением и одновременно сожалением говорили, что мечтают увидеть нашу Нину, но достать билет невозможно.

Ананиашвили имела все – и звания, и награды, и поклонников, и, конечно же, недоброжелателей с непременными интригами.

А потом у нее вновь зазвонил телефон, и она получила приглашение возглавить балет в Опере Тбилиси. Тогда в одном из самых прекрасных городов мира все обстояло по-другому, и, думаю, никто бы не удивился, если бы Ананиашвили все же выбрала Большой.

Заслуженная артистка РСФСР Нина Ананиашвили с букетом цветов после окончания балета С. Прокофьева "Ромео и Джульетта"

Но она оставила все, а ей действительно было что терять, и отправилась строить грузинский балет. Не с первого камня, конечно, одно имя Чабукиани чего стоит. Но годы былой славы у грузинского балета остались в прошлом, работа предстояла грандиозная.

Нино Ананиашвили – и прима, и балерина…

И Нина Ананиашвили – да, прекрасная танцовщица, но все же не имевшая опыта руководящей работы – совершила невероятное! Вновь оказавшись в Тбилиси, она вернула в Тбилисскую Оперу и первоклассные постановки, и публику. В новогодние дни на "Щелкунчика" здесь не достать билета, проверено на себе.

Когда я спросил у нее, почему она все же решила оставить сцену Большого, о которой мечтает любая балерина, Нина ответила: "Я поняла, что если откажусь в тот момент, когда нужна своему народу, то мне потом будет совестно всю свою жизнь".

Какая красивая фраза, правда? Но произнесена она была от души. Нина Ананиашвили – она такая.

Балерина Нина Ананиашвили

Привезла в Тбилиси хореографов с мировыми именами. А еще вывела на сцену… театрального охранника. Да, он выходил в "Ромео и Джульетте".

Нина улыбается, видя мое удивление: "Я обратила внимание на молодого парня, который стоял на служебном входе в театр, – молодой, красивый, голубоглазый. И предложила ему принять участие в балете. Все вокруг смеялись, а мне без разницы, если человек способный. У него подходящая фактура, хороший слух, почему бы и нет?"

Так бывает, что если человек делает то, что должно, жизнь посылает ему подарки. Уверен, что не возьму на себя многое, сказав, что главное событие в биографии Нины – это рождение дочери. Кем станет Леночка — покажет время.

А родители самой Нины были уверены, что растят фигуристку.

Нина Ананиашвили

В домашнем архиве, который предусмотрительный глава семейства начал собирать аж в 1972 году, хранится грамота за первое место на юношеских соревнованиях по фигурному катанию. И фото шестилетней Нины, поднимающейся на пьедестал. Уже тогда она делала это так уверенно, словно знала, что триумфы только начинаются.

В Большой театр его будущая звезда впервые попала в 12 лет. Отец поехал в Москву в очередную командировку и взял с собой Нину. "Папа всю ночь простоял в очереди за билетами на "Анну Каренину" в Большой. Мы сидели в пятом ряду, и я, глядя на сцену, сказала: "А ведь кто-то приходит в театр со стороны сцены!"

По окончании училища родители ждали Нину в Тбилиси и каждый день звонили с вопросом, когда же она приедет. Но бабушка, которая перебралась с ней на время учебы в Москву, отвечала туманно: "Есть кое-какие соображения".

Нино Ананиашвили на репетиции балета "Цруна и Цруцуна"

О том, что Ананиашвили приглашают сразу в два театра, мудрая женщина предпочитала не говорить, пока все не решится окончательно. "Меня звали в кордебалет Большого на ставку в 80 рублей и балериной в Театр им. Станиславского на 350 рублей. Педагог Наталья Викторовна Золотова посоветовала мне выбрать Большой. Я согласилась. И так получилось, что вскоре стала танцевать главные партии. Во время гастролей в Германии заболела балерина и меня поставили танцевать Одетту – Одилию в "Лебедином". Так все и началось".

Вообще, думаю про сегодняшнюю именинницу и понимаю, что Нина Ананиашвили сумела невероятное – и театр на ноги поставить, показав миру грузинский балет, и дочь родить, и еще на сцене продолжает блистать.

Но кулисы пока закрывать рано, не сомневаюсь: Нина нас еще удивит. Юбилей юбилеем, но все только начинается. Я так думаю.