Тбилисское такси: станет ли извоз комфортней и безопасней?

Колумнист Sputnik Грузия обсуждает инициативу Тбилисской мэрии по введению регистрации таксистов, занимающихся перевозкой пассажиров, объясняет, почему безоговорочно ее поддерживает
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Во времена не столь далекие, когда лишь избранным дозволялось побывать за "железным занавесом", имела хождение перифраза: "Курица – не птица, ГДР – не заграница!".

С тех пор Германия объединилась. "Баба", фигурировавшая в оригинальной версии вместо ГДР, давно превратилась в успешную, преуспевающую женщину. И лишь куры, похоже, летать так и не научились. Взмахнут крылом – тут же шум, гвалт, кудахтанье! Еще немного – и весь курятник рухнет. Да и зачем курице в небо?! Ей проще землю топтать.

Одна лишь неувязочка: какая же она тогда птица?

Задачка заковыристая. Особенно если подпустить к ней политиков. Возвести на политический уровень. Как, например, проблему тбилисских такси.

На первый взгляд, все, вроде бы, просто. Такси – а если спросить экспертов, то и любое механическое транспортное средство – должно пребывать в технически исправном состоянии. В данном случае желательно – в идеальном. Отличаться чистотой и комфортом. В общем – тормоза, покрышки, фары и все прочее…

Требования к такси и таксистам – планы мэрии Тбилиси

Перейдем теперь к самому таксисту. То есть, к водителю, шоферу. Казалось бы, слова – синонимы. Так оно, наверное, и есть с грамматической точки зрения. Но с позиции гражданина, пользующегося, вроде меня, общественным транспортом, все выглядит не столь однозначно.

Начнем с водителя. Это тот, кто водит машину. То есть, любой из нас, если есть права, желание, деньги на авто или друг, который его одолжит. Далее – шофер. Езда для него – не хобби, не развлечение и не обслуживание самого себя. Шофер – профессия. Вождением он зарабатывает на жизнь. А дальше логически следует особая категория шоферов – таксисты. К которым можно присовокупить и водителей автобусов. Те, кто взвалили на себя ответственность за перевозку людей!

Или не взвалили?

Разница принципиальная. Садиться за руль собственной машины и сажать в кабину близких – мое право и мой риск. Садиться к постороннему, оплачивая его работу – тоже мое право, но риск не только мой. Вернее, вообще не мой – потому что я оплатил его передачу. Причем, профессионалу. Поскольку официально за работу платят лишь тому, кто свои профессиональные навыки подтвердил. Остальное – халтура.

Беспочвенный шум, который поднялся в последние дни в Тбилиси вокруг введения новых правил регистрации водителей такси, по сути этим и обусловлен. Присутствует, конечно, масса сопутствующих моментов – лицензии, техосмотр, конкуренция между частниками и компаниями. Куда уж дальше: знание Тбилиси и, что лукавить, правил дорожного движения…

Таксистов на электромобилях и гибридах в Тбилиси ждут льготы

Однако в конечном счете все упирается или упрется в главное — считать ли извоз, то есть, перевозку людей на такси, за профессию или не считать? Образно говоря: курица птица или нет?

Меня, честно говоря, подобная постановка вопроса сильно настораживает. Да что там –удивляет! Поражает!.. Мы выдаем себя за цивилизованных людей, во всяком случае, хотим ими казаться. А в этом деле ведем себя, как папуасы! Согласитесь, никому не придет в голову обсуждать: токарь – это профессия? Как и сварщик. Крановщик, летчик, пожарник, космонавт…

При отсутствии необходимых навыков никто вас ни к станку, ни к крану или самолету близко не подпустит. А тут человек в течение целого дня несет ответственность за десятки жизней, и никто не спрашивает, кто он, откуда, где живет, что умеет? Как получил водительское удостоверение? Имеет ли необходимый опыт?..

Остановив на улице или вызвав по телефону такси, я не располагаю возможностью задать такие вопросы. Но при этом вовсе, знаете ли, не желаю попусту собой рисковать. Хочется быть уверенным: шансы, что меня довезут в целости и сохранности близки к максимальным. То есть, примерно равны тем, при которых мне не суждено будет выиграть в лотерею или другую азартную бессмыслицу.

А довериться в этом плане можно, на мой взгляд (хоть и не без скрипа), только официальной городской структуре.

Реформа такси в Тбилиси – как это скажется на ценах

Я уже не говорю о неуклонно возрастающем потоке туристов и гостей города. Сравнительно низкие цены на тбилисские такси их, безусловно, радуют. Но при этом в гораздо большей степени пугает то, как у нас это дело организовано и поставлено. Постоянно сталкиваешься с некомпетентностью, антисанитарией, неграмотностью. Когда очередной мой гость вынужден передать трубку своего мобильника водителю такси, чтобы я по-грузински объяснил ему не только, куда ехать, но и как добраться!..

Рассуждения о деталях предстоящей реформы можно, конечно, продолжить. Кто-то, скажем, предлагает запретить использование праворульных автомобилей. Кстати, если вам интересно, в Париже таксистам и на леворульных запрещено сажать пассажира на переднее сидение. А в Лондоне, как мне рассказывали, такси поделены на три ценовые категории, в зависимости от знания городских закоулков, иностранных языков и т. д.

Думаю, и в Тбилиси любой турист предпочтет таксиста, хорошо знающего город и другие языки. Цена вряд ли его смутит. Но это проблемы технические. И я не сомневаюсь, что мэрия с ними справится в рабочем порядке. Тем более, изменения намечено вводить постепенно.

А вот общие, основополагающие требования – профессионализм, ответственность и безопасность, как мне казалось, ни у кого не должны были вызвать возражений. Однако вызвали. В дело вступила политика, и очевидное тут же стало невероятным. Курицу хотят намеренно лишить шансов превратиться в эффектную птицу!..

"Мы считаем инициативу неправильной. Это удар по всем нуждающимся, которые зарабатывают с помощью своей машины и приносят пару тетри в свои семьи", — "компетентно" озвучивает свое мнение член городского собрания Гока Габашвили.

К чему приведут новые регуляции для такси в Тбилиси?

Сменив "национальные" ценности на "европейские" (уйдя из "Национального движения" в "Европейскую Грузию"), Габашвили, судя по всему, утратил вкус к "новому" и былую "решимость". К тому же, он явно путает причину со следствием, сводя устойчивое социально-экономическое развитие своей родины к зарабатыванию пары-другой тетри при помощи собственной машины.

Никто, кстати, не мешает. Даже экзаменов сдавать пока не требуют. Только зарегистрироваться. И оплатить лицензию. Что же тут неправильного? У нас все-таки государство, а не Гуляй-поле с батькой Махно! Низкий уровень жизни и оплаты, вкупе с несостоятельностью по части расширения отраслевого многообразия – это другая тема. Важно понять: бедность не означает, что надо навечно погрязнуть в собственном дерьме…

А как все-таки быть с курицей? Считать ли ее птицей?..

Да какая разница! Разобрались с ГДР – разберемся и с курицей.

Доброго всем дня!