Бизнес в Грузии: как новички плавают в этой среде и что могут предложить

"Пространство предпринимателей" – выставка, организованная для помощи молодым бизнесменам, только вставшим на путь "работы на себя"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Мероприятие прошло в рамках "Программы поддержки предпринимательских навыков среди молодежи, трудоустройства и генерирования дохода в Грузии", которая призвана содействовать профессиональному росту бизнесменов-новичков.

Предложение и спрос… или его отсутствие?

Выставка, которая прошла в столичном торговом центре Tbilisi Mall, была довольно масштабной, но мало раскрученной. Для начинающих предпринимателей выделили вполне большое пространство, где уместилось более пятидесяти пронумерованных столов не самых малых размеров. На каждом – разнообразная продукция – съедобная и не очень. Но для кого было все это?

"Пространство предпринимателей" оправдало свое название. В выставке, по словам организаторов, участвовало до ста молодых предпринимателей и стартаперов, которым безвозмездно дали возможность воспользоваться новой платформой и продвинуть свою продукцию. Но количества посетивших это крыло торгового центра явно не хватило для того, чтобы информация о новых брендах разошлась по всей стране.

За три часа наблюдения за тем, как проходит выставка, не было ни одного момента, когда из-за большой толпы невозможно было бы пройти. Наоборот, молодые предприниматели "зависали" в телефонах, а мимо проходящие (и то случайно) гости не шибко интересовались происходящим. Покупать что-то, тем более никто не спешил.

В чем сила Грузии?

Как бы то ни было, весь проект нацелен на "содействие профессиональному росту предпринимателей новичков, налаживание деловых контактов и ознакомление широких масс с их бизнесом" — так сказано на странице организаторов в Facebook. Зачем это нужно, объяснил директор Агентства США по международному развитию (USAID) Томас Моррис вместе со своей переводчицей, которая, к несчастью, упускала некоторые детали.

Российская Ассоциация бизнес-туризма проведет выставку в Тбилиси

"Уже 25 лет USAID вместе с другими партнерами осуществляет многочисленные проекты, цель которых – осуществить рост грузинской экономики и усилить частный бизнес-сектор. За эти годы мы поняли одну важную вещь – молодежь делает очень важный вклад в развитие экономики страны, именно молодые предприниматели играют в этом решающую роль", – отметил он.

По его словам, создатели проекта помогают предпринимателям делать какие-то шаги, двигаться вперед, показывают, как работает вся эта система, и учат в ней расти.
В доказательство организаторы привели небольшую статистику: в 21 городе Грузии около 400 молодых предпринимателей бились за право заручиться поддержкой организации. Из них лучшими оказались 37 бизнес-инициатив, которые получили финансирование в размере 75 тысяч долларов.

Мед, которому пять тысяч лет

На мероприятии присутствовали 11 человек, которые уже вышли на новый этап своих бизнес-проектов, и их деятельность уже наращивает обороты. Им вручили специальные дипломы и призы за удачно запущенные проекты. Одним из обладателей наград стал Бесик Эксеулидзе со своим производством меда "Мед-5500".

Его продукция не сказать, что вышла в массовое производство, но держит планку крупных продаж. Мед расфасован в маленькие баночки, все зарегистрировано официально, поэтому на них красуется и этикетка со своим логотипом.

"Мало кто знает, но в Грузии обнаружили самый древний мед, возраст которого составил 5500 лет, что делает его старее европейского меда. Если сейчас Грузия считается родиной вина, то в скором времени, я думаю, она будет считаться и родиной меда тоже", — сказал Эксеулидзе в беседе со Sputnik Грузия.

Другие проекты

Среди успешных бизнес-проектов, получивших награды от организаторов мероприятия, было выделено производство пищевых продуктов. Знатокам бизнеса также понравился грузинский многопрофильный интернет-магазин портового города Поти (регион Самегрело-Земо Сванети) и тренинг-центры для обучения иностранным языкам.

Вообще, тип продукции был представлен самый разнообразный. В одном углу расположились бытовые средства: салфетки, мыла, туалетная бумага, в другом – украшения с драгоценными камнями, которые защищают от сглаза. Мясо, хлеб, вино, вода, растительное масло, даже готовые сендвичи и салаты с играющим названием "Савсе" (с груз. "наполненный" – ред.), – все это можно было увидеть на выставке.

Одним из интересных стендов был стенд с травяным чаем из Тушети. Как сообщили Sputnik Грузия его производители, в линейке представлено пять типов чая, но каждый из них обладает и лечебными свойствами, и необычным ароматом и вкусом. Кроме того, все экологически чистое и сделано для популяризации как региона Тушети, так и местной продукции.

К слову, экологически чистой продукции оказалось довольно много: и фрукты с овощами, и джемы, и деревянные игрушки для детей, и даже бумажные пакеты, изготовленные из переработанной макулатуры.

На выставке также были представлены жилеты, шарфы и сумки ручной работы и даже бумажники из натуральной грузинской кожи. Над последними работает Гиорги Гоциридзе, который на вопрос Sputnik Грузия о том, что важно для покупателей, ответил:

"Для всех главное, чтобы грузинский продукт от начала и до конца был грузинским".

Многие предприниматели связали свое дело с аксессуарами ручной работы. Браслетов, цепей и кулонов можно было найти несчетное количество. В основном, все работают как на уникальные индивидуальные заказы, так и на шаблонные.

Цены на товары не кусались, и, по оценкам посетителей, качество, по крайней мере, съедобной продукции было на высоте. Несмотря на то, что большинство предпринимателей на мероприятии были молодыми, свою продукцию здесь продвигали и люди старшего поколения. Какие-то ребята занимаются своим делом сами, другие – с помощью родителей, в чем нет ничего плохого. Пожелав всем успехов, Sputnik Грузия покинул выставку с гордостью за грузинских производителей.