Меня часто спрашивают, почему я не пишу мемуары? И я всегда говорю: "Чукча — читатель, а не писатель".
Если честно, мне очень многие это предлагают. Но я просто знаю, что этого не надо делать, потому что это все равно будет моя версия.
Моя любимая фраза Фаины Раневской: "Если я напишу мемуары, это будет книга жалоб без предложений". Писать можно только о чем-то хорошем, восторгаться. Помните, как в песне Окуджава: "Давайте говорить друг другу комплименты, давайте друг другом восхищаться".
Надо жить исключительно так. Действительность очень часто печальная и нехорошая. А люди, порой, совершают очень неприличные поступки, особенно в отношении неважных людей.
Недавно я перечитал "Театральный роман" Булгакова. Очень люблю этого писателя и могу читать его, сколько угодно. И вот, перечитывая Булгакова, я все время думаю о том, что на свете ничего не меняется. Он об этом писал в начале ХХ века — о том, как устроен театр, сколько в устройстве театрального мира нехороших, сложных моментов. Уверен, что если бы это читали в театре Древней Греции, они бы хохотали и говорили, что это написано о них. Так что есть круг каких-то взаимоотношений, абсолютно вечный.
Недавно разговаривал с одним моим учеником, он молодой человек и уже пошел работать в театр. Так вот я ему говорю: "Когда я впервые влюбился и были разочарования, сложности, страдания, я стал читать книги. И вдруг понял, что я не первый, кто так страдал. Оказывается, это было и сто, и двести лет тому назад. Поэтому, хочу тебе сказать, что ты совсем не первый. И каждый человек, который когда-либо жил и живет на земле, испытывает такие же чувства. Просто кто-то это потом очень красиво изложил на бумаге, кто-то снял фильм, кто поставил спектакль или написал пьесу. А кто-то просто переживает, как мы с тобой переживаем. Поэтому соберись! Ты должен понять, что это надо прожить, это надо прочувствовать и пойти дальше".
К сожалению, есть круг таких вот удивительных событий в жизни каждого человека, когда нам кажется, что эти эмоции беспокоят только нас. И так будет всегда.