Только не подумайте, будто в Грузии процветает расовая дискриминация! Под "черными" в данном случае подразумеваются отнюдь не граждане с темным цветом кожи. Речь идет о правительственном автопарке. И поскольку автомобили, как предметы технического обихода, лишены чувства собственного достоинства и боли, попасть под понятие дискриминация они, согласитесь, не могут.
Если верить СМИ, премьер-министр страны Георгий Квирикашвили призвал на днях своих подчиненных оставить в прошлом "эпоху черных джипов". Анализируя ситуацию, он разъяснил, что черные джипы раздражают население.
Отчего премьер заключил, что раздражают именно джипы – сказать трудно. Почему не заоблачные премии чиновников? Между прочим, регулярно выплачиваемые на фоне не менее регулярно ухудшающихся социально-экономических условий. Или чем провинился непотизм – эта уникальная иерархическая система? Которую при смене первого лица дружно покидает вся подобранная по родственно-псевдо-деловому принципу служебная вертикаль.
Как представитель "раздраженного населения" я бы мог привести немало других "раздражающих" обстоятельств. К примеру, так ни во что и не вылившиеся предвыборные обещания. Возросшие, вопреки обнадеживающим заверениям, тарифы на свет и энергоносители. Мизерные пенсии, не покрывающие дорогущих лекарств. Взметнувшиеся ввысь цены на товары и продукты…
Однако, не стану спорить с премьером: черные джипы тоже раздражают. Надо полагать, правительство, наконец-то, ощутило массовое недовольство населения. Рассмотрело сквозь тонированные стекла служебных машин озлобленные взгляды прохожих. И пришло к выводу, что надо чем-то поступиться. Остановив выбор на… цвете чиновничьих авто!
Мне довелось застать время, когда строгая властная вертикаль устанавливала даже порядок цифр на госномерах лаково-черных служебных "Чаек" и "Волг". Демонстрируя иерархическое положение и ранг тех, кого они обслуживали. Помню, как коллеги ядовитым шепотом обсасывали слухи о том, что кто-то из высоких чиновников столкнулся на этой почве с соперником.
Самое оригинальное решение придумал хорошо знакомый многим журналистам в Грузии Нугзар Попхадзе. Будучи одно время председателем Гостелерадио – должность, приравнивавшаяся к министерской – он пересел с черной "Волги" на бежевую. И номер на его служебной машины красовался, образно выражаясь, "складный", но не правительственной серии – обычный городской.
Другое подтверждение – третий по счету президент Михаил Саакашвили. Личность достаточно эксцентричная и труднопредсказуемая. На завершающем этапе своего президентства он демонстративно пересел в бледно-голубой "гибрид", собственноручно им управляя. Вот только неусыпно следующие за "гибридом" несколько громадных черных джипов с охраной сводили весь эффект экономии топлива на нет. И придавали картине довольно карикатурный характер…
Мне почему-то кажется, если бы кто-то взял на себя труд заняться анализом, то по числу персональных водителей на душу чиновников мы бы оказались на первом или на одном из первых мест в мире. Во всяком случае, среди цивилизованных стран. Что нам даст в этом случае запрет на черный цвет?
Я не исключаю, для амбициозного чиновника, вся ценность которого определяется закрепленным за его должностью черным джипом – это действительно серьезная жертва. Однако готов поспорить – если реформы в Грузии не пойдут дальше цветовой гаммы, белые и цветные автомобили будут раздражать глаз ничуть не меньше.