ТАЛЛИНН, 22 апр — Sputnik, Лев Рыжков. Экспозиция художественного салона «Снова вместе» раскинулась на огромной площади всего второго этажа дома художников. Площадь такова, что позволяет вместить, например, огромную международную книжную выставку-ярмарку Non/fiction.
Экспозиция настолько велика, разнопланова и необъятна, что при просмотре ее возникает ощущение, которое я бы назвал «синдромом Эрмитажа» — когда понимаешь, что до конца дня можешь просто не успеть посмотреть все выставленные экспонаты.
Свои полотна выставили как известные художники, так и совсем молодые — вчерашние выпускники художественных вузов. Лучшие полотна и скульптуры приехали в Москву из Беларуси, Кыргызстана, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Работы музейной ценности
Незадолго до официального открытия по экспозиции прошелся председатель Российской Академии художеств Зураб Церетели. «У этих работ большая музейная ценность, — сказал он корреспонденту Sputnik. — Я сейчас прошел — Боже мой! Такие работы, что их немедленно нужно отправлять в музеи! Раньше все картины одна на другую были похожи. А сейчас — богатство. У всех художников разные почерки, разное мышление, разный колорит».
Экспозицию торжественно открыл первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов. «Каждый год в Москве открывается замечательное культурное пространство, где можно увидеть как произведения классиков, мэтров, так и молодых людей, — отметил он. — Этот проект говорит нам об объединяющей силе искусства. Мы рады тому, что принимают участие представители наших братских республик, наших ближайших соседей, национальных культурных школ. Уверен, что все, кто ее посмотрит, получит огромное удовольствие».
Художники тянутся к России
Корреспондент Sputnik пообщался с одним из организаторов экспозиции — председателем Союза художников Москвы Виктором Глуховым.
«К сожалению, вернуться в прошлое невозможно. Жизнь развивается, — констатирует Виктор Глухов. — Мастера, которые работали в 60-70-е годы XX века, работали на уровне, который в нынешнее время невозможно представить. Искусство финансировалось. И очень серьезно. Были творческие дачи, поездки, закупки произведений. Это давало возможность художникам работать и серьезно собирать материал. Даже студентам, которые уходили на дипломную работу, давали отдельные мастерские. К сожалению, сейчас этого нет. И молодым приходится довольно туго».
«Но и у наших соседей — отношение к искусству на местах, мягко говоря, не очень внимательное, — говорит Глухов. — Не у каждой страны налажены возможности общения с иностранными художниками, искусствоведами, музеями. А вариться в собственном соку не здорово. Поэтому, конечно, художники тянутся в Россию. Кроме того, многие из них окончили российские вузы. Или прошли советскую школу».
«Пусть даже они, может быть, другие, — говорит Глухов. — Но это даже и хорошо, что другие, потому что только так искусство не умрет. Любой художник учится, у него есть учителя. Поначалу творец смотрит чужими глазами, но рано или поздно, если это настоящий художник, он начинает смотреть на окружающий мир своими глазами. И он обязательно будет индивидуален и ни на кого не похож. Но этот собственный взгляд формируется только в общем творческом котле».