Как отразятся перемены в Армении на отношениях с соседними странами, и какую роль в этом процессе может сыграть экс-президент Грузии Михаил Саакашвили? На вопросы Sputnik Грузия ответил Тигран Авинян — спикер партии "Гражданский договор", основанной лидером бархатной революции в Армении Николом Пашиняном.
- Многие эксперты сравнивают происходящие в Армении события с Революцией Роз в Грузии, видите ли вы аналогию?
— Да, такие оценки есть, и они, в принципе, могут быть обоснованы, но я думаю, что процесс, который происходит сейчас в Армении, сугубо армянский. В этом контексте армянский народ нашел свою методику и свой путь утверждения новой власти. Армянский народ понял, как это должно происходить.
Сравнения с майданом (Оранжевая революция на Украине – ред.) неуместны, потому что там были жертвы. Вот в Грузии, в принципе, все мирно проходило. Но я хочу подчеркнуть, что основная разница между грузинскими и армянскими событиями – это наша линия, что не будет никаких вендет и реваншизма (в отношении представителей бывших властей — ред). Определенный негатив, который был у властей Саакашвили, у нас отсутствует.
- Кстати, о Саакашвили. Он активно комментирует революцию в Армении, поддерживая демонстрантов. Как вы смотрите на возможность начала его политической деятельности в Армении, ведь у него уже был такой опыт на Украине?
— Я могу сказать, что многие реформы Саакашвили были очень эффективны, и, в принципе, мы будем это учитывать, но я не представляю Саакашвили в Армении. Думаю, что армянский народ тоже не представляет Саакашвили в армянской политике. У него были связи с Украиной, но я не думаю, что это возможно в Армении.
- Насколько интересен Армении опыт реформ в Грузии, где за последние 15 лет произошли радикальные перемены с точки зрения борьбы с коррупцией, улучшения бизнес-среды и упразднения бюрократии?
— Действующие власти Грузии сами принимают тот факт, что реформы Саакашвили были эффективные, надо дать должное этому человеку, его идеям. Думаю, что некоторые реформы, которые происходили в Грузии, начнут происходить в Армении, но это не будет тотально грузинская копировка, потому что все же логика немного другая — тут у нас более спокойная ситуация.
Все должны понимать, что в Армении и бизнес, и олигархия войдут в белое чистое поле. Никто за ними гнаться не будет, но они войдут в правовое поле, однозначно.
- Армения оторвана от многих региональных проектов, во многом это обусловлено сложными отношениями с Азербайджаном. Планируются ли изменения в этом плане?
Первое, что должно сделать новое правительство, которое будет избрано, это создание политических и экономических институтов. Никакие другие проблемы, связанные с Карабахским вопросом или с закрытыми границами с Турцией, не могут помешать этому процессу. В этом контексте наши отношения и с Грузией, и с Ираном будут однозначно углубляться, потому что все наши проблемы идут от того, что политические и экономические институты в Армении не были основаны на правильной почве. Думаю, это первое, что мы должны сделать.
- Что скажите по поводу относительно долгосрочной перспективы – какой вы видите Армению через 10 лет?
Армения будет очень сильной страной в регионе, и с Арменией будут считаться не только в регионе, но и во всем мире – я в этом уверен.