Сколько людей, столько и вкусов. Кому-то нравится современная стилистика в дизайне и архитектуре, а кому-то по душе старина. Себя я отношу ко вторым. И чем больше брожу по старым районам города, заглядываю в вековые парадные и захожу в гости к жильцам, тем сильнее утверждаюсь в своих предпочтениях. Нет, конечно же, и хай-тек, и техно, и минимализм хороши, даже очень практичны и удобны. Но чувства уюта и домашнего тепла они мне не дарят. Мне нужно, чтобы в середине комнаты стоял круглый деревянный стол на массивных ножках, над ним свисал тяжелый оранжевый абажур, а со стен на меня смотрели старые фотографии предков. Мне нравится, когда у стен, дверей и вещей есть не только настоящее, но и прошлое. Новую мебель или вещь еще предстоит наполнить жизнью, тогда как старой всегда есть что рассказать. И честно говоря, когда я встречаю такое же трепетное тяготение к прошлому в ком-то другом, проникаюсь искренней симпатией.
Портал в прошлое в сердце Тбилиси: особняк Тер-Акоповой и его именитые старожилы >>>
С Михаилом Гоготишвили мы планировали встретиться давно. Но встреча каждый раз откладывалась. Наконец мы выкроили окно в плотном графике общей занятости и увиделись. Сам Михаил живет в современном районе Ваке, но встретиться мы условились в одном из старейших районов города — Сололаки, на улице Мачабели, 18. А все потому, что дом, точнее квартира в этом повествовании, занимает главное место.
За окном будний майский день. Теплый и солнечный. На бывшей Сергиевской, ныне Мачабели, что ни дом, то красивая входная дверь. Вернее, не дверь, а произведение искусства. В парадной холодный мрамор лестниц и шаловливо пляшущий по нему солнечный луч. Устремляюсь вверх, на второй этаж. Сквозь замысловато вытканный узор лестничных ограждений проступает площадка парадной.
На ней старинная кафельная печь. Хотя определить, насколько старинный это отопительный антураж, нам не удается. Внешне печь сильно смахивает на такую же, что стояла в доме моей бабушки лет 35 назад. Топила сия кафельная красота, надо признать, отменно. Жар в большой комнате стоял неимоверный. Дверь в комнату старая, добротная. Хозяин квартиры Михаил не менял ее, лишь отреставрировал. Михаил вообще сохранил на этом островке старины все то, что возможно было сохранить.
Квартира Михаилу досталась по наследству после смерти тети, которая жила в ней. Ариадна, так звали ее, ушла из жизни в 2014-м. По рассказам соседей, Ариадна была добрейшей души человеком. Женщина работала медсестрой и была бездетна. До нее в квартире жил ее дядя – дедушка Михаила, который вселился в дом в 20-х годах прошлого столетия. Дед воевал на войне, хотя по состоянию здоровья мог и не воевать. По происхождению он был гурийцем, по образованию — экономистом.
Как удалось выяснить Михаилу, дом построен в конце XIX века по заказу купца второй гильдии, который подарил особняк своей возлюбленный.
— В те времена было модно строить и дарить дома своим дамам сердца, — говорит Миша.
После получения в наследство квартиры, Миша решил сделать в ней ремонт. Но сделать таким образом, чтобы воссоздать антураж прошлого. Конечно, гораздо менее затратным по физическим и душевным силам мог оказаться обычный ремонт, в духе современности. Но Мишу это не устраивало.
Сначала он привел в порядок паркетный пол. Удивительно, но паркет, как и входная дверь, в этом доме сохранился в наилучшем виде. А когда взялся за стены, но обнаружил под трехслойным шпалерным покрытием очень красивую роспись.
— Я вначале подумал, что неплохо бы оставить стены в первозданном виде, но роспись местами была так сильно повреждена, что в конечном счете решил клеить обои, максимально приближенные к старинной росписи.
Тут Миша показывает на настенную роспись, которую он распорядился оставить для демонстрации прошлого. Стены были расписанными во всех комнатах большого дома, но после национализации частного имущества, дом купца, как большинство остальных домов в Тифлисе, превратился в коммунальное жилье. И жильцы дома, получавшие в ней квартиру, переделывали и меняли в них все на свой лад.
Тбилисская скатерть–самобранка: старая традиция снова входит в моду >>>
Миша никогда не занимался графикой на профессиональном уровне. Его основная сфера деятельности — экономика. Но к решению задачи подошел творчески. Подобрал соответствующее покрытие для стен, стилизованные ночники и люстру, которая идеально вписалась в антураж XIX века. Будто так и висела тут со времен первых владельцев. Доставленную из Франции люстру Миша приобрел в антикварном магазине.
В уголке комнаты умывальник – мрамор над умывальником тоже раритетный. Он сидел изначально в деревянной раме, которая со временем сгнила. Умывальник Михаил сохранил, устроив его в укромном углу. Странно конечно, что в комнате был установлен умывальник. Хотя, кто знает, какое назначение имел он и как использовалась изначально комната.
Центральная фигура на этом балу старины – старинная кафельная печь. Печка топится углем. Действующая ли она, Миша не знает. Печь производства польской фирмы XIX века Fink & Wille. Глядя на эту роскошную красавицу, успеваю подумать: кресло-качалку бы сюда для полной идиллии.
Тут же, по обоим сторонам от печи замечаю небольшие круглые отверстия. Как объясняет Михаил, это характерные для того периода "легкие" здания. Отверстия, через которые стены дышали.
Интерес к старине у Миши просыпался постепенно, по мере погружения в ремонт. Увидел старый, как его называют грузинский кирпич и решил оставить его не отштукатуренным, под подоконником, в стеклянной рамке.
Миша планирует открыть в квартире художественную галерею, стилизованный под старину арт-салон.
Больше историй из проекта "Прогулки по Тифлису" читайте на Sputnik Грузия >>>
Лицезреть и восторгаться раритетной стариной проще, чем жить в ней. В доме нет элементарных условий. Ему, выросшему в современной комфортабельной квартире в районе Ваке, было бы сложно смириться с отсутствием собственного туалета или ванной комнаты.
— Родственники ходили в баню. Ванной комнаты или душевой тут нет. Это люди старой закалки. Есть общий туалет. Привыкшие к комфорту не смогут обитать в таких условиях. Мне больше близок современный город и обустроенные дома.
Миша решил подойти к полученному наследству рационально.
Выходим на балкон. Из соседней комнаты льются звуки фортепиано. А в зеленом дворике, куда выходит балкон общей галереи, весело щебечут птицы. Солируют под разучиваемые кем-то на фортепиано фуги…