Есть на проспекте Руставели одно уникальное здание. В какое бы время суток ты в него ни пожаловал, тут всегда звучит музыка. То танцуют в нем, то поют. Уже много лет здесь живет знаменитый на весь мир грузинский этнографический ансамбль "Эрисиони". Ансамбль этот с длинной и богатой историей, он образовался аж в 1885 году!
Больше историй из проекта "Прогулки по Тифлису" читайте на Sputnik Грузия >>>
Дом же, в котором расквартирован музыкальный долгожитель, был построен в 1916-м. Но, как ансамбль не всегда носил имя "Эрисиони", так и здание не всегда было обителью ансамбля. Прежде чем в него вселился "Эрисиони", он успел побывать и домом Артистического кружка, а в советское время "Домом офицеров". Проектирование здания было поручено архитектору Числиеву, который был какое-то время главным архитектором Тифлиса.
Массивный и внушительный дом построили для Артистического кружка. В подвале роскошного здания располагалось арт-кафе "Корабль аргонавтов", где, выражаясь современным сленгом, собирался тогдашний бомонд и проходили тусовки творческого авангарда. В 1919-м "Корабль аргонавтов" своими росписями оформили известные грузинские художники польского происхождения Кирилл и Илья Зданевичи. И "Корабль…" пустился в странствия.
Феерия и папарацци
Высокие двери массивного трехэтажного здания почти не закрываются. Небольшой коридор, где сохранилась напольная плитка, пара лестниц, опять дверь. При входе справа сторожка охранника, слева деревянные откидные стулья. Такие в советские времена можно было встретить в кинотеатрах.
Из былой роскоши богатая лепнина на потолке, широкая, театральная лестница и желтый свет, мягко падающий на ступени. Репетиционная ансамбля на втором этаже. Медленно ползу по лестнице вверх. Когда говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, то говорят про "Эрисиони". Поэтому ползу я в предвкушении увидеть что-то особенное. Такую феерию, поражающую воображение. Я захожу в зал.
Репетиция в полном разгаре. Играет музыка. Танцоры двигаются слаженно и синхронно. Хотя нет, они под нее не двигаются, они в ней живут. Органично и просто. Будто не учились этому годами, а родились со знанием и любовью к музыке. Ритм ускоряется, приближаясь к тебе и накатывая волнами. Даже ощущаешь пульсацию. Каждая мышца твоего тела спешит выбросить из себя в такт движению энергию! Хватаю фотоаппарат, направляю его на танцоров ансамбля. Секунда, другая, почти выхватываю кадр и…
— Кто вам разрешил делать снимки?— настигает меня гневный оклик. Из дальнего конца большого зала на меня надвигается молодой мужчина.
Назад в прошлое: история неизвестного тбилисского особняка >>>
Ну, все, попалась… Музыка смолкает и на несколько секунд в репетиционном зале повисает гнетущая тишина. Только мне этих секунд оказывается достаточно, чтобы успеть почувствовать себя одновременно и провинившейся школьницей, и прокравшимся на закрытую вечеринку папарацци, и воришкой, пойманным на факте. Поделом, проникла в святая святых и без спросу шумела затвором.
— Покиньте сейчас же помещение! – строго выговаривает хореограф. – Разве вы не знаете, что делать снимки запрещено? – продолжает он.
— Да-да, конечно известно, — роняю я виновато и ретируюсь из помещения.
Слагаемые успеха
Взгляд падает на лестницу, ведущую наверх. Направляюсь к ней. На третьем этаже нахожу кабинет с табличкой "Худрук ансамбля" и захожу внутрь. Кабинет образца советских функционеров. С массивным письменным столом, диваном, креслами и журнальным столиком. На стенах, как и положено, награды, грамоты, сувениры. Самый экстравагантный сувенир, выбивающийся из общего ряда, от агентства НАСА. Два позолоченных диска от представителей агентства. В 1977-м агентство отправило в космос прототипы этих дисков. В числе 27 музыкальных композиций со всего мира была запись грузинской песни "Чакруло". Исполняли ее солисты ансамбля "Эрисиони". На позолоченных дисках были также записаны звуки дождя, ветра, шуршания песка и других природных явлений. Таким образом земляне попытались рассказать инопланетянам о себе.
— Присаживайтесь, пожалуйста, — любезно предлагает артист, певец ансамбля Вано Чхаидзе. Он попал в ансамбль, когда ему было 20 лет. С тех пор минуло 32 года. В ходе нашей беседы узнаю, что Вано приходятся зятем художественному руководителю "Эрисиони" Джемалу Чкуасели. Эта деталь выясняется, когда в кабинет входит дочь Джемала Чкуасели, хореограф ансамбля Эка Чкуасели.
– Я не мог поверить удаче, когда узнал, что ансамбль с таким богатым прошлым берет меня в команду, – вспоминает Вано эпизоды из прошлого.
Между землей и небом: путь культового ансамбля песни и танца "Эрисиони" >>>
Ансамбль "Эрисиони" — музыкальный коллектив-долгожитель. Он существует с 1885 года. Правда, он тогда назывался Академический ансамбль песни и танцев. Ребрендингом в ансамбле занялись в начале нулевых. В то самое время, когда начали осуществлять совместно с иностранцами грандиозные проекты. Название должно было быть коротким и выигрышным в маркетинговом смысле.
— В Грузии есть чудесные ансамбли, но "Эрисиони" тем и отличается от остальных, что он в себе несет симбиоз песни и танца. И эти возможности дают широкое поле для деятельности.
"Эрисиони" всегда был одним из самых успешных музыкальных коллективов. А с наступлением нулевых у ансамбля открылось второе дыхание. На счету "Эрисиони" несколько грандиозных проектов. Самый успешный из них "Грузинская легенда". С ним они объездили полмира. На счету "Эрисони" также "Легенда о царице Тамар", "Грузинский ураган" и "Грузинское наследие", над которым ансамбль работает сейчас.
— Песня и танец всегда были неотделимой частью грузинского народа. Они сопровождали его в горе, радости и печали. А в XIX веке это перенесли на сцену. "Эрисиони" уже своим существованием подтверждает понятие о неразрывности и связи времен.
Когда речь заходит о слагаемых успеха ансамбля, хореограф "Эрисиони" Эка Чкуасели объясняет:
— То, что происходит на сцене, должно быть современно и в то же время близко к первоисточнику. Меняются темп, ритм. Мы не танцуем так, как танцевали в ансамбле в 50-х годах. У музыки другое звучание, потому что в ней участвуют ударные инструменты, которые раньше не использовались. Освещение у нас тоже другое. Для того, чтобы оставаться в обойме, мы должны соответствовать времени.
В завершении нашего разговора я спрашиваю у своих собеседников о том, насколько здание отвечает требованиям ансамбля.
— Я отчетливо помню, на первом этаже этого старого здания, которое тогда называли "Домом офицеров", были кинотеатр, столовая, — вспоминает Вано. — И я тогда даже не представлял, что когда-нибудь буду танцевать и работать в этом здании. "Эрисиони" вселился в "Дом офицеров" в 90-х. В здании на тот момент находились служащие Закавказского военного округа, и только при вмешательстве правительства Эдуарда Шеварднадзе и содействии худрука Джемала Чкуасели нам его передали. Военные, уходя отсюда, вынесли из здания и мебель, и портьеры, и люстры, и чудесные ковры. Где только нам ни приходилось мыкаться. Репетировали то в филармонии, то в здании, где сегодня размещен фольклорный центр… По сравнению со всеми остальными зданиями, бывший "Дом офицеров" был самым удобным. Но и он, учитывая всю кухню творческого коллектива и процесса нашей работы, не удовлетворял полностью нашим запросам. Но нам дали кров, и мы благодарны владельцу этого здания. Санузлы, комнаты, в которых переодеваются, и много чего другого оставляют желать лучшего, и вообще много всяких нюансов. Но во всяком случае в период лихих 90-х это был замечательный шанс для того, чтобы ансамбль выжил. Ну, а потом у здания объявился владелец, который ни разу за столько лет не дал нам почувствовать, что мы в нем гости, напротив…
Пара прощальных слов, и вот я уже на проспекте. Бросаю последний взгляд на бывший "Дом офицеров". В скором будущем ансамбль поменяет место дислокации. "Эрисиони" после многих лет наконец обрел свой дом. Его отремонтируют, обеспечат необходимым инвентарем, и ансамбль покинет бывшее здание "Дома офицеров".
Кто знает, какая участь постигнет после этого историческое здание. Пару месяцев назад вокруг подвального помещения "Дома офицеров" поднялся шум. В далеком 1919-м подвал Артистического кружка расписали художники братья Зданевичи. Уникальность росписей признало Национальное агентство по охране культурного наследия. А пару месяцев назад в помещении на первом этаже был сделан ремонт, и настенную роспись как никчемный пережиток прошлого уничтожили…