Минималистский формат
Очередная встреча между спецпредставителем премьер-министра Грузии Зурабом Абашидзе и заместителем главы МИД России Григорием Карасиным прошла 24 мая в Праге. После того как дипломатические отношения между двумя странами были прерваны, этот формат остается единственным каналом прямого общения официальных представителей Москвы и Тбилиси. Помимо него российские и грузинские дипломаты общаются друг с другом в рамках многосторонних Женевских консультаций.
Оба этих формата нечасто обсуждаются в СМИ, а их эффективность критикуется экспертами и политиками. И действительно, ожидать от пражского диалога прорывов может разве что неисправимый оптимист. Ведь фактически он устроен по известному принципу "черное и белое не носить, да и нет — не говорить". Наглядная демонстрация тезиса о политике как искусстве возможного. Тем паче, что сама политика, прежде всего самый острый вопрос о статусе Абхазии и Южной Осетии выведен за рамки переговоров в Праге. Не обсуждается и кооперация Грузии с НАТО и Евросоюзом.
Зураб Абашидзе и Григорий Карасин сосредоточены на тактике "малых дел". Это создание условий для развития экономических контактов, а также обсуждение пограничных инцидентов (а на югоосетинском направлении и так называемой "бордеризации", то есть полноценного обустройства этого рубежа как межгосударственного, тогда как в Тбилиси его рассматривают как административный).
Таможня и границы: компромиссы возможны?
Однако в канун 24 мая пражская встреча привлекла к себе повышенное внимание. Более того, появился повод для осторожного оптимизма. Незадолго до переговоров в столице Чехии Абашидзе заявил, что появляется возможность для предметного диалога о ходе реализации соглашения по таможенному мониторингу и администрированию.
Абашидзе рассказал об ожиданиях от встречи с Карасиным>>>
Эта история тянется уже не первый год. Своими корнями она уходит в переговоры между Россией и Грузией о вступлении РФ в ВТО. Конечно, этот вопрос имел далеко не только кавказское измерение. Однако для вступления во Всемирную торговую организацию страна-кандидат должна получить одобрение от всех членов этой структуры. Грузия на момент 2011 года оставалась для России последним препятствием к получению статуса "страны с рыночной экономикой" (это после двух десятилетий реформ и кардинальных изменений общественного строя!).
Ключевым вопросом в спорах между Москвой и Тбилиси была "политическая экономика". Статус Абхазии и Южной Осетии в контексте присоединения к ВТО не играл первостепенной роли, но к нему привязывался такой сюжет, как контроль на границах и таможенное администрирование. И тогда и сейчас Россия и Грузия по-разному видели конфигурацию своих границ. Для Москвы в Закавказье существует не три, а пять стран, с которыми установлены госграницы, тогда как для Тбилиси абхазский и югоосетинский рубежи — не более чем административные линии, за которыми находятся территории, временно находящиеся вне юрисдикции грузинской центральной власти. Непраздный вопрос, кто контролирует перемещение грузов через эти границы, а также ведет учет поступающих сборов.
Абашидзе приветствует подписание Россией контракта по соглашению с Грузией>>>
Позиции России и Грузии были диаметрально противоположны друг другу, и казалось, что никакая сила эту ситуацию не изменит, а Россия не получит "прописки" в ВТО. Однако было найдено компромиссное решение. Сыграли свою роль несколько факторов. На тот момент Запад был крайне заинтересован во вступлении РФ в "рыночную семью", и на Тбилиси оказывалось давление с тем, чтобы максималистские установки были смягчены. Для Москвы же важно было такое решение, которое не отменяло бы признание независимости двух бывших автономий Грузинской ССР.
В итоге все стороны смогли сохранить лицо. Россия не отказывалась от признания Абхазии и Южной Осетии, но и Грузия не признала того, что Москва определяла, как "новые реалии в Закавказье". Она настояла на том, что мониторинг со стороны швейцарской компании де-факто поддерживает территориальную целостность. Контракт с такой компанией не слишком ущемлял и российские позиции, ведь грузы, имеющие оборонное значение, идут в ту же Абхазию не по суше, а морем или воздушным путем. Значительную роль в достижении компромисса сыграла швейцарская дипломатия.
Как бы то ни было, а после достижения соглашения возникла шестилетняя пауза в его практической имплементации. Некоторые подвижки были достигнуты в декабре 2017-го, когда Грузия подписала контракт со швейцарской компанией SGS (Société Générale de Surveillance). Это решение было поддержано Москвой, и сама Россия заявила о готовности достичь аналогичных договоренностей.
Тем не менее, в ходе январской встречи в Праге Абашидзе и Карасин не смогли сделать шаг вперед в практической реализации затянувшейся головоломки. Москва и Тбилиси формально уперлись в споры о терминах. Прежде всего, речь шла об употреблении понятия "таможенная граница Грузии". Российская сторона полагала, что это возможно, а грузинская устами Абашидзе трактовала это, как "неприемлемую интерпретацию" соглашения 2011 года. Говоря словами шахматистов, партия была отложена.
Малый вперед!
В канун нынешнего раунда переговоров появился шанс на то, что партия будет продолжена. Незадолго до встречи в Праге Россия подписала свой контракт с компанией SGS. И поэтому в столице Чехии Абашидзе и Карасин могли не только обмениваться дипломатическими любезностями или демонстрировать "различное понимание сложных проблем", но и заявить о неких общих точках.
Депутат: Грузии нужно сохранить коммуникацию с Россией>>>
Грузия приветствовала подписание Москвой контракта со швейцарской компанией. Россия же заявила о своем интересе к выполнению соглашения от 2011 года. Однако от прошедшей встречи ждали большего. В грузинских СМИ и экспертных кругах активно обсуждалась тема открытия транспортных коридоров через Абхазию и Южную Осетию. Ведь если бы таковые начали функционировать, то грузинские товары могли бы пойти не только через КПП "Казбеги — Верхний Ларс", но и через абхазскую и югоосетинскую территории. Но в Праге переговоры прошли в соответствии с программой-минимум. Григорий Карасин в интервью грузинским СМИ констатировал:
"Я никогда не рассуждаю гипотетически о будущем, я говорю только о том, что решено сегодня. Вот сегодня мы решили важную задачу, будем двигаться дальше…"
О том, что проблема открытия железнодорожного сообщения 24 мая не обсуждалась, сообщил и Зураб Абашидзе. Но очевидно, что этот вопрос теперь становится основным. Это то самое, что "наступит дальше" по мере продолжение переговоров.
Раньше это было областью предположений, рассуждений на тему, кому выгодно. Очевидно, что у этой истории есть важный выгодоприобретатель – Армения, так как железная дорога через Абхазию облегчает для нее связь с Россией. Не вполне нравится эта ситуация Азербайджану, однако, будучи союзником Тбилиси, игнорировать грузинский интерес в Баку тоже не смогут.
Какие бы кто интересы ни имел, Абхазия, вне зависимости от споров о ее статусе, не будет оставаться в стороне. И Москва, скажем честно, не будет усердствовать излишне в том, чтобы изменить скептическое отношение со стороны Сухуми. Ведь издержки от ухудшения отношений очевидны, а чудесного превращения Грузии в союзника России не произойдет.
Меликян: стоит ли ждать реализации Соглашения от 2011 года в ближайшее время>>>
В то же самое время Москва заинтересована в том, чтобы продолжить курс на нормализацию отношений с Тбилиси без перехода "красных линий". Но для этого нужны какие-то, пускай небольшие, но зримые шаги. Открытие коридоров или отмена виз могли бы таковыми стать. Однако, как видим, стороны движутся навстречу друг другу тяжело, постоянно оглядываясь назад, не расставаясь со старыми стереотипами и фобиями.
Тем не менее, если рассматривать переговорный формат в Праге не с максималистской точки зрения, а в контексте политики как "искусства возможного", то нахождение даже небольшой общей точки – это уже шаг вперед.