В последние дни чуть ли не вся Грузия бурно комментирует в прессе и социальных сетях драку парапланеристов на популярном горном курорте Гудаури. На первый взгляд – обычный противоправный акт, носящий откровенно криминальную окраску. Сразу и не поймешь, что придало ему столь широкий общественный резонанс и скандальную известность.
Внешняя сторона случившегося предельно ясна, есть даже подробная запись с видеорегистратора автомобиля одного из потерпевших. В данный момент вопросом занимается полиция. Несколько зачинщиков драки задержаны, возбуждено уголовное дело по статьям "насилие" и "повреждение чужого имущества".
Иное дело – глубинные мотивы, определившие, кстати, и суть публичной дискуссии: "надо было драться или нет?".
Несмотря на то, что речь идет о двух конкурирующих группах парапланеристов, а значит, о господстве в воздухе, во всех аргументах в качестве ключевого фигурирует понятие "наша земля". Конкретно – имеют ли право иностранцы, в данном случае — из так называемого ближнего зарубежья, получать прибыль на "нашей грузинской земле".
Судя по всему, почти никто из участников драки ни с одной, ни с другой стороны, на этой земле никогда, в прямом смысле, не пахал и не сеял, и горбиться на нее в будущем тоже не собирается. А "разборка" касалась исключительно извлечения доходов, к самой земле как феномену святости имеющих исключительно символическое отношение.
Сразу оговорюсь, борьба за сферы влияния в бизнесе вполне правомерна. А здоровая конкуренция, как подтверждает многолетний опыт и неудавшиеся социальные эксперименты, остается наиболее эффективным стимулом для развития и качественного совершенствования производства и сферы услуг. Понятно, включая и туристическую отрасль.
Но у бизнеса, как и у всего другого, есть писанные и неписанные правила. Существуют четкая грань, дальше которой борьба за влияние оборачивается банальным криминальным рэкетом. Все, что укладывается в рамки закона, включая видеорегистратор, даже если он зафиксировал инцидент не случайно, находится по эту сторону черты. Драка, нанесение тяжких телесных повреждений – это уже статья Уголовного кодекса.
И не надо постоянно оперировать аргументом "наша земля". К патриотизму и защите Родины в данной ситуации эта конкретная драка не имеет абсолютно никакого отношения.
Не могу удержаться и не процитировать комментарий некого Зазы, оставленный им на портале "Мтис амбеби" ("Вести с гор"): "Мы ни туризм не сумеем развить и ни что другое, пока большинство грузин личные интересы будет ставить выше интересов страны".
Любопытно, что полицейский наряд вызывался на место неоднократно. Однако обеспечить мирное разрешение конфликта не сумел. Если откровенно – я хорошо понимаю и положение полицейских. Естественно, местных жителей.
Дело в том, что экзотический туризм – а на международном уровне нас пока преимущественно под таким ракурсом и воспринимают – охватывает достаточно отдаленные места, где население прочно повязано формальными, неформальными и родственными связями. А стандарты правопорядка необходимо выдерживать по высшей категории.
В связи с этим предлагаю вниманию Министерства внутренних дел Грузии конкретную идею. С учетом бурного развития в стране международного туризма сформировать в своем составе отдельную структуру, условно назовем ее "курортной полицией". Которая будет подчинена непосредственно центральному аппарату министерства и окажется вне сферы влияния уже существующих на местах подразделений и местных органов.
А в принципе, счастливого всем полета!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.