Натия Кварцхава
Всем людям, потерявшим надежду и интерес к жизни – настоятельно рекомендую: срочно бегите на игры этих людей. Хандру и отчаяние как рукой снимет.
Знаете, я до этого никогда не смотрела футбол, даже сейчас, когда проходит чемпионат мира. Упомянула об этом для сравнения, просто, чтобы вы поняли, насколько неожиданно меня, человека, совершенно не понимающего в футболе, увлекла именно эта игра. Я поняла, что значит болеть – кричать от эмоций, не сдерживать досаду, возмущение, удивление и радость, выкрикивая какие-то невнятные фразы. Поэтому, мужчины всего мира, я стала вас понимать!
До начала игры 20 минут. Я стою за линией поля, рядом с воротами. Ребята из Азербайджана что-то обсуждают, а грузины уже вовсю разминаются на поле.
Долетает фраза: "Да наши, как волки, они разгромят здесь все". Это сказал один из грузинских тренеров — Георгий Хведелидзе. Говорит он это, стоит отметить, без хвастовства, просто констатируя факт.
А я шокировано смотрю на поле, где в разминке уже обе команды — удары по мячу у ворот ребята виртуозно отрабатывают, опираясь на костыли. Вратари – не на костылях, но у обоих — только по одной руке.
Все, кто их как-то жалеет — ошибаются. Они любому мужчине, сидящему на диване, почесывая свой пивной живот от безделья, дадут фору.
До начала игры спрашиваю об ожиданиях у самого молодого участника матча — Мате Кардава, ему 16 лет. Застенчиво и тихо-тихо, посмотрев мне в глаза, он говорит: "Мы победим".
А тренировка все еще идет полным ходом, мелькает мысль: "Они же устанут до начала игры? Как они играть-то будут?!".
И тут начинается игра. Происходит все, как на среднестатистических матчах: выстраиваются две команды, звучат гимны, футболисты держат руку на сердце. Команды расходятся по местам, и, как говорится, show must go on.
Я стою прямо перед входом на поле, перед ограждением. Мы ведем с первых минут. Двое азербайджанских ребят на костылях пытаются отобрать мяч у грузинского нападающего, не тут-то было, он обходит их, и обходит так, что они путаются и падают. Пока распутывают костыли, мяч летит в азербайджанские ворота. Трибуны взрываются – как на самом настоящем большом футболе.
Игроки грузинской команды меняются, на поле должен выйти Руслан Шилашвили, 22 года. У него нет правой ноги.
"Это произошло по случайности, в августе 2008 года. Охранник выронил оружие, случайная пуля попала в меня, я стоял неподалеку", — рассказывает Руслан невероятно легко и просто, а я с трудом сдерживаю слезы.
Каково это: ты просыпаешься, а у тебя нет ноги — этот вопрос тревожно крутится в голове, не давая покоя.
"Конечно, сначала я был в шоке, но депрессии не было. Через три месяца вернулся к обычной жизни. А спорт всегда был в моей жизни, и в этой команде я уже пять лет", — рассказал Руслан.
Тем временем, игра идет полным ходом.
"Да какие же вы, грузины, хозяева? Гостеприимства не знаете, гостям играть не даете!", — в шутку возмущается один из тренеров грузинской команды. Второй предлагает притормозить и "немножко поддаться". В ответ слышится возмущенное: "А зачем мы тогда играем?".
И я понимаю, что ребята на поле просто не могут проиграть. Борьба и победа уже давно стали смыслом их жизни.
Не может остановиться и самый пожилой игрок грузинской команды. Его зовут Зураб Мамулашвили, и скоро ему исполнится 76 лет. Как с ним это случилось? В детстве, как и многие, он прыгал с трамвая. Как говорит Зураб, делал он это для того, чтобы не отставать от других ребят. Тогда-то и упал, серьезно повредив ногу, после чего ее ампутировали. Тогда ему было всего 10 лет, через три года начал ходить с костылями.
Зато сейчас перечень его жизненных достижений можно перечислять очень долго, и дедушка делает это очень охотно. Оказывается, он филолог по образованию, и поэт, и автор семи книг, и путешественник, и уже пятый год играет в футбол в этой команде. Кстати, он вот-вот увековечит свое имя, его вносят в книгу рекордов Гиннесса как самого пожилого футболиста-ампутанта в мире.
Между тем, пока я знакомлюсь с грузинской скамейкой запасных, азербайджанские ребята времени зря не теряют и забивают пару голов. Игра заканчивается со счетом 6:3 — в пользу грузинской сборной.
Все ребята играли мужественно, сильно и благородно. Играли изо всех сил. По мне, так здесь нет проигравших. Они были здесь? Значит, уже победили.
Каждый раз, когда вы будете разглагольствовать по поводу своей сложной жизни, пожалуйста, вспоминайте этих ребят. Не потому, что их жизнь тяжелее вашей, а потому, что они сильнее нас. Каждый день они сталкиваются с проблемами, но не поддаются им, не опускают руки — наоборот.
В тот же день на чемпионате мира по футболу проходил матч между всеми обожаемой сборной Аргентины и сборной Нигерии. А вы знали, что Лионель Месси застраховал свои ноги на 550 миллионов евро? Неплохо, да?
А призовой фонд чемпионата мира по футболу-2018 стал самым большим в истории турнира — 400 миллионов долларов!
И пока знаменитые футболисты бегут за денежной победой, эти ребята добиваются внутренней. Их чемпионат проходит здесь, на стадионе "Имеди". "Особенные футболисты" показывают всем, что невозможное — возможно. И это избитое и банальное словосочетание подходит здесь как нельзя лучше.