Военно-Грузинская дорога — единственный сухопутный путь, связывающий Грузию и Россию. На границе двух стран часто возникают многокилометровые очереди из грузовиков и пассажирских автомобилей. Особенно сейчас, когда растет наплыв туристов.
Общественный деятель, бизнесмен, основатель "Фонда возрождения и развития российско-грузинских отношений" Давид Цецхладзе предложил альтернативный транспортный путь между Россией и Грузией — железную дорогу через соседний Азербайджан.
"Железнодорожные пути – самая лучшая альтернатива, это показывают экспертное мнение и бизнес-модель в целом. Железная дорога значительно облегчит ситуацию на Верхнем Ларсе, дорога не будет так перегружена. Это отразится на многих факторах: на времени — поездка Азербайджан-Грузия-Россия займет три дня, на качестве перевезенных продуктов, предотвратит возникновение форс-мажорных ситуаций", — заявил Цецхладзе в разговоре со Sputnik Грузия.
Как говорит основатель Фонда, изначально осуществление этого проекта казалось очень сложным. Но проблему необходимо решать, так как товарооборот между Россией и Грузией постоянно растет и таможенно-пропускной пункт "Казбеги — Верхний Ларс" не справляется с нагрузкой.
Ситуация в Верхнем Ларсе: у границы образовалась многочасовая пробка >>>
"Я глубоко уверен в том, что этот проект может стать интересен не только России и Грузии, но и Всемирному банку, а также другим банкам, которые ежегодно выделяют немало средств на ремонт и строительство дорог по Ларсу. Думая над этой проблемой, мы полностью прошли консультации с компаниями, которые конкретно занимаются импортом и экспортом. Они также заинтересованы в этом", — говорит Цецхладзе.
Бизнесмен добавил, что разработка проекта практически завершена и фонд собирается обратиться к представителям обеих стран. В течение нескольких месяцев представители Фонда проводили консультации с государственными и коммерческими организациями, чтобы создать предложение, приемлемое для всех.
"Мы готовы официально обратиться к грузинской и российской сторонам и начать двусторонние переговоры об осуществлении этого проекта в ближайшем будущем. Мы видим настроение Российских железных дорог, а также готовность коммерческих компаний. Все встречи, консультации, которые мы проходили, я могу оценить только позитивно", — подчеркнул Цецхладзе.
Ситуация на грузино-российской границе: КПП "Казбеги" работает без перебоев >>>
Бизнесмен считает, что сейчас проблема образования пробок на границе пагубно влияет не только на туризм, но и формирует целый спектр проблем, связанных с экологией, экономической эффективностью и финансовыми затратами.
"Очень большие средства уходят ежегодно на реабилитацию этой дороги, и чем больше увеличивается грузооборот, тем больше вкладывается инвестиций в эту дорогу. Мы поняли, что необходимо создать альтернативный путь, интересный не только двум государствам – России и Грузии, но и бизнесу в целом, потому что основные проблемы связаны все-таки с грузовыми перевозками ", — добавил бизнесмен.
Общественный деятель надеется, что скоро Фонд приступит к прямому сотрудничеству, что будет позитивно влиять на все направления.
Цецхладзе отметил, что большую роль в российско-грузинских отношениях сыграли спецпредставитель премьера Грузии по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе и замминистра иностранных дел России Григорий Карасин.
"Мы, в лице фонда можем стать определенной платформой или мостом, который возьмет на себя эту долю работы, а именно ведение переговоров между странами. Я надеюсь, это даст возможность дальнейшему развитию российско-грузинских отношений в целом", — сказал Цецхладзе.
Он также отметил, что с учетом сложных отношений между Ереваном и Баку, Армения не сможет пользоваться транзитом через Азербайджан, и этот грузопоток пока будет идти по прежнему пути.
"Армянские грузы, конечно, не смогут проходить через азербайджанские железнодорожные пути, это отдельный политический вопрос. На будущее армянская, грузинская и российская железные дороги совместно прорабатывают отдельный коридор, отдельный грузовой поезд через Поти, а там уже по морю", — подчеркнул Цецхладзе.