Известно немало фактов, когда за неосмысленно оброненное слово самому говорящему приходилось платить очень дорогой ценой. И, поскольку слово обладает большой силой, оно не раз сыграло роковую роль в судьбе Грузии.
Мусульманизация Самцхе
В 1647 году скончался паша "гурджистанского вилайета", то есть, ахалцихского, Юсуф — некогда отуреченный Джакели. Османский султан Ибрагим Первый пожаловал ранг паши сыну умершего – Ростому, также принявшему ислам. И если раньше ахалцихских пашей–грузин двор обязывал принимать ислам и это не распространялось на членов их семей, то на сей раз султан потребовал, чтобы жена Ростома немедленно обратилась в мусульманство.
А причиной тому стали слова жены Ростома-паши: "Нет на Земле человека, который бы заставил меня отречься от христианства".
"Доброжелатели" в подробностях доложили султану о ее высказывании, и тот приказал Ростому образумить свою зарвавшуюся жену, что означало обращение ее в ислам. Однако женщина снова категорически отказалась: мол, до тех пор, пока в Самцхе будет хотя бы одна женщина-христианка, я не отрекусь от своей веры.
И тем самым османцам будто была подана идея – султан намотал на ус слова строптивой женщины и издал приказ о всеобщей мусульманизации населения края.
Летопись в цифрах: грузинские цари — рекордсмены >>>
За этим последовало полное разорение христианского Самцхе. Были сожжены, разрушены и опустошены церкви и монастыри, храмы превратили в стойла для домашнего скота, безжалостно истребили дьяконов и священников, силой заставили население принять мусульманство…
Значительная часть жителей края, чтобы сохранить вероисповедание, укрылась в Имерети и Картли. Некогда богатый и цветущий край пришел в запустение…
Опустошенная Кахети
Царь Кахети Александр Второй был фанатичным охотником. В его владениях было немало охотничьих заповедников, кроме того постоянно строились стоянки для охотников.
И тем не менее, царь был недоволен, ему не хватало размаха охотничьего пространства, и он, оказывается, шутя говорил, что мечтает, чтобы земля была не так плотно заселена и для охоты на оленей, косуль, кабанов высвободилось побольше места.
Эти слова после смерти Александра Второго стали роком для Кахети. Шах Аббас Первый воплотил в жизнь шутку Александра Второго в период правления его внука – Теймураза Первого.
Как грузины освободили Иерусалим и Гроб Господень: конец "великой ночи" >>>
В 1614-1618 годы персы четырежды совершали поход на Кахети, полностью разорив и опустошив этот край. В сражениях с врагом полегло до 100 тысяч кахетинцев, а более 300 тысяч были переселены в Иран. Страна стала безлюдной. Зато развелось дичи и хищников, в логово которых превратились некогда многолюдные поселения, где уже не осталось и "человечьего духа".
Поражение под Опшквити
Царю Картли Свимону Первому в 1590 году пришлось в третий раз совершить поход на Имерети. Картлийское войско, оказывается, по пути остановилось в селе Корбоули. К царю пришла местная жительница и представила своего сына – дескать, возьми его с собой на войну, он тебе пригодится.
Грузинский царь "Сумасшедший Свимон" и позорно разгромленные османы >>>
Свимон гордо взглянул на свою многочисленную рать и со смехом ответил ей:
— Не видишь, что воинов у меня в избытке?!
И не взял парня в войско.
Однако случилось так, что в сражении под Опшквити картлийский царь потерпел жестокое поражение и едва уцелел. От многочисленного войска в живых остались лишь несколько человек.
На обратном пути царю и его небольшой свите довелось снова следовать через село Корбоули. Та женщина узнала всадника, вышла ему навстречу и прямо, не стесняясь, сказала:
— Государь, тогда ты был опьянен многочисленностью своей рати, а сейчас, подозреваю, ты протрезвел!…