Грузинская зелень оказалась довольно востребованной в странах Евросоюза, но удовлетворить запросы такого огромного рынка не так легко. Компания "Хербиа" оказалась первой в Грузии, кто сумел "пробить дорогу" грузинской зелени на европейский рынок.
Основатель и директор компании, житель региона Имерети Зураб Джанелидзе рассказал Sputnik Грузия о том, как ему и его родным удалось превратить семейный бизнес в крупное предприятие, а также дал советы начинающим фермерам.
- Г-н Зураб, очень интересно узнать, как вам удалось выйти на европейский рынок и познакомить европейцев с грузинской зеленью?
- Компания была создана в 2006 году. У нас, то есть у семьи, возникла идея создать компанию, которая в первую очередь смогла бы найти место на европейском рынке и соответствовала бы всем необходимым стандартам. Мы в том же году вывезли грузинскую зелень в Германию. А произошло это следующим образом: сначала мы приняли участие в Берлинской выставке по сельскому хозяйству, и наша продукция вызвала большой интерес германцев, они попросили доставить им первую партию. Но, как вы знаете, у европейцев есть такое требование - доставка должна быть постоянной и не прекращаться, цены должны быть конкурентоспособными, а продукция качественной.
- Вот, каким именно требованиям нужно отвечать, чтобы попасть на рынок Евросоюза?
- Для того, чтобы соответствовать требованиям качества в ЕС, нужно иметь международный стандарт GLOBALG.A.P. – (The Worldwide Standard for Good Agricultural Practices). В этом стандарте расписаны все основные требования. Получить этот сертификат не легко. Когда мы отправили первую продукцию в Германию, они потребовали, чтобы доставка продукции была регулярной и имелся бы данный сертификат. Его у нас тогда не было. Этот сертификат требовали специальные контролирующие органы Германии, Голландии, Скандинавии.
Мы начали думать о том, как внедрить этот стандарт, и были вынуждены расширить наше хозяйство, добавить земельные участки, построить парниковое хозяйство. Так, постепенно в 2008 году у нас уже было новое хозяйство, где мы начали внедрять необходимые стандарты, и в 2010 году уже получили GLOBALG.A.P.
После этого мы начали экспортировать продукцию в Германию, Польшу, Голландию. Это были маленькие партии. Продукция соответствовала их требованиям, но они просили увеличить объем. В течение года мы должны были предоставлять довольно большой объем – например 20 тонн в неделю, и это только в один город. Исходя из того, что физически не удавалось удовлетворить спрос на европейском рынке, нам пришлось отказаться от некоторых предложений и покинуть какой-нибудь один рынок.
- Тем временем в Грузии вашу продукцию еще не знали, не так ли?
- Нет. В 2006 году, когда мы начинали наше дело, продавали только на европейском рынке. Далее произошло так, что мои дети, которые учились в Америке и Европе по направлению менеджмента сельского хозяйства, посоветовали мне попробовать выйти и на грузинский рынок ,только удовлетворяя те же требования, что и в Европе. Произошло так, что наша продукция на грузинском рынке стала настолько востребованной, что ее не хватало для европейского рынка.
При помощи USAID мы провели полный ребрендинг, благодаря которому за последние четыре года мы вдвое увеличили продажи.
- На сегодняшний день, в какие страны вы экспортируете продукцию?
- На данный момент мы осуществляем продажи только в двух странах - Болгарии и Грузии. Ведутся переговоры, и собираемся экспортировать в Голландию и в другие страны Европы. Мы периодически поставляем в разные страны маленькие партии, чтобы там не забывали нашу продукцию.
- Вот вам пришлось расширяться, чтобы идти дальше, а многие граждане Грузии, которые имеют большие сельскохозяйственные участки, продают их и переезжают в город. Почему они не занимаются сельским хозяйством?
- Вот, смотрите, в Грузии сегодня объем импортированной продукции в виде помидоров, огурцов и зелени из других страны составляет порядка 30 тонн. Это - продукция стоимостью около 100 миллионов долларов. Эти деньги не остаются в стране. Мы прямо говорим, что с легкостью можем заменить эти продукты своими. Вот тем людям, которые продают свои земельные участки, хозяйства, нужна помощь, их нужно ставить на ноги.
Например, из Турции в Грузию поступает 95% импортированной продукции огурцов и помидоров - это приблизительно 24-29 тысяч тонн, остальные 800-1000 тонн поступают из Армении. Но есть одно, но. Эти страны получают помощь от государства в ценообразовании. Когда для фермера тариф на газ и свет гораздо выше, чем у для остального населения, какое это содействие? Какая это помощь? Вот здесь нужно задуматься. Нужны субсидии. Когда люди сталкиваются с такими проблемами, они предпочитают не браться за это дело.
- Но у вас ведь получилось?
- Да, но мы прошли через столько испытаний и трудностей, что спустя столько лет, если кто-то спросит меня, начнешь ли ты сначала это дело, я, наверное, задумаюсь.
- Все-таки в вашем случае, в чем был основной фактор успеха?
- В нашем успехе было много факторов, но главное, все-таки сплоченность и тотальная включенность всей семьи в дело. Начиная от моих родителей, заканчивая моими детьми мы все вместе ведем это дело. Мы получили знания в Америке в области сельского хозяйства, разработали проекты развития компании в Европе, привезли из-за рубежа разные материалы, сели все вместе и разобрали до мелочей. После чего разделили между собой функции управления компанией.
Нет ничего невозможного. Если человек захочет, добьется всего. Главное правильное планирование бизнеса и своего дела. Нужно видеть, какие нужно получить результаты, и потом делать ориентированные на достижение цели шаги.
На сегодняшний день "Хербиа" производит десять видов зелени, огурцы, помидоры, зеленый салат, редьку, болгарский перец. В ближайшем будущем компания компания планирует расширить ассортимент.