Минувшая неделя для Грузии ознаменовалась не только подготовкой и проведением последних прямых президентских выборов. Своим визитом грузин "осчастливил" советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Это уже не первое южнокавказское турне больших политиков после посещения России. В августе, после встречи с Владимиром Путиным в Москве, канцлер Германии Ангела Меркель прибыла в Тбилиси, откуда направилась в Баку и Ереван...
Что это – совпадение или возрождение традиции времен СССР, когда столицы союзных республик высокие зарубежные гости посещали после столицы Советского Союза?
По мне, так все более чем логично: невозможно строить политику на Южном Кавказе и обсуждать с грузинским, азербайджанским и армянским руководством различные вопросы, не зная заранее позиции по ним руководителя Российского Федерации.
Болтон – не болтун, чтобы разглашать перед журналистами детали конфиденциальных бесед на высшем уровне, поэтому об их содержании можно лишь догадываться. Равно как и об истинных целях визитов творцов европейской и американской политики в три южнокавказские страны. Однако советник подтвердил факт, что "обсуждал вопрос Грузии во время встреч с представителями российского руководства".
Какие вопросы планирует решить главный "ястреб" США на Южном Кавказе >>>
Прежде всего, отмечу, что, несмотря на заявление грузинского руководства, что "стратегические грузинско-американские отношения перешли на новый, беспрецедентно высокий и всеобъемлющий уровень", Болтон, как и Меркель, сделал лишь "ритуальные" заявления о поддержке Соединенными Штатами территориальной целостности и суверенитета Грузии. Он традиционно обеспокоился вопросами безопасности в регионе в связи с "тревожной гуманитарной ситуацией" в Абхазии и ЮО, но при этом советник, как и канцлер Меркель, тщательно избегал термина "оккупация".
В то же время Болтон сообщил, что Грузии нет в повестке дня предстоящей встречи президентов России и США 11 ноября в Париже. Следующим "нет" стал отказ вводить санкции против России в контексте Грузии. И третье "нет" прозвучало относительно приема Грузии в НАТО, мол "подождем подходящего времени".
Еще один любопытный нюанс: казалось бы, визит – самое удачное время назвать нового посла США, которого здесь нет уже почти год. Но Болтон пояснил, что не знает, когда завершится процесс подбора нового посла, "что связано со сложным процессом утверждения посла Сенатом", и что и. о. посла Элизабет Руд "прекрасно руководит американским посольством".
Элизабет Руд действительно хорошо справляется со своими временными обязанностями, а вот все остальное звучит неубедительно. Реальная причина – в том, что новый посол должен твердо проводить новую политику США в Грузии и на Южном Кавказе, которая сегодня находится лишь в стадии формирования, исходя из неопределенности позиций президента США по широкому спектру взаимосвязанных проблем, в первую очередь – иранской.
Почему Договор РСМД мешает американцам >>>
А пока Трамп решает – бомбить Тегеран, как советует Болтон, или мириться с Ираном, как с Пхеньяном, его советник по нацбезопасности приехал на Кавказ "закручивать болты и гайки", то есть советовать сворачивать торговое сотрудничество с Ираном. Взамен предложив Грузии свободную торговлю с США, а Армении и Азербайджану – закупку американского вооружения, которое "лучше, чем российское по качеству и дешевле по цене", и которое США успешно продает Грузии и Украине.
Что важно в этом политико-экономическом процессе, так это то, что США, объявив санкции и пошлины против России, Ирана, Турции и Китая, косвенно объявляют Грузии экономическую войну. Ведь ни для кого не секрет, что перечисленные страны – торгово-экономические партнеры Тбилиси. Или это только мне кажется, что ради "старшего брата" Грузия будет вынуждена отказаться от богатого туристического, энергетического и инвестиционного потенциала Ирана – регионального партнера с населением 80 миллионов человек?
Вот от чего, судя по всему, придется отказаться Грузии:
- От участия в проекте транспортного коридора, соединяющего Черное море с Персидским заливом и Индийским океаном с участием Азербайджана, Турции и Ирана;
- От участия в транзитном энергетическом маршруте "Север - Юг" с участием Ирана, Азербайджана, Турции, Армении и России;
- От строительства иранской компанией "Geopars" первого в Грузии нефтеперерабатывающего комплекса в селе Супса Ланчхутского района, где находится нефтяной терминал, куда по трубопроводу Баку - Супса поступает нефть из Азербайджана (и затем поставляется на мировой рынок). Кроме создания тысячи рабочих мест, осуществление инвестиционного проекта стоимостью 1,5 миллиарда долларов позволяет не только значительно снизить импорт нефтепродуктов в Грузию, но и увеличить ее экспортный потенциал;
- От наращивания товарооборота с Ираном, который в 2017 году достиг почти 200 млн долларов, при экспорте грузинской продукции около 80 млн долларов (по предварительным данным, в текущем 2018 году эти показатели резко возросли, с учетом начала экспорта в Иран грузинских минеральных вод, фруктово-овощных соков и консервов, чая, безалкогольных газированных напитков и текстильной продукции);
- От создания логистических центров в портах Ирана - как в Персидском заливе, так и на Каспийском море, что предоставило бы грузинским перевозчикам право заходить и брать груз в любом порту Ирана. Это содействовало бы росту грузооборота между Ираном, Грузией и государствами Черноморского региона;
- От 70% скидки для грузинских транспортных средств на купленное в Иране топливо, что повысило бы конкурентоспособность грузинских перевозчиков на иранском рынке.
И что взамен такого самозабвенного жертвования своими интересами? По словам Болтона, на всех проведенных в Тбилиси встречах ему говорили о желании Грузии оформить соглашение о свободной торговле с США. Да только получится ли – совершенно неизвестно, никаких обещаний "старший брат" не дает. "Мы рассматриваем этот вопрос", – скупо проинформировал грузинское правительство американский советник.