"Мы платим за безумие других": как демонстранты сотрясли Францию, но добились своего

Три недели акции протеста, организованные движением "желтые жилеты", сотрясают Францию и все мировое информационное пространство, но власти не желают идти на уступки населению
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ТБИЛИСИ, 4 дек — Sputnik. Премьер-министр Франции Эдуар Филипп объявил о введении полугодового моратория на рост топливных налогов на фоне охвативших страну протестов, сообщает РИА Новости.

Он подчеркнул, что никакие налоги не могут ставить под угрозу единство нации.

Симоньян о двойных стандартах при освещении протестов в Париже>>

"Насилие должно прекратиться. Мы с президентом республики (Эммануэлем Макроном – ред.) приняли следующее решение… Мы замораживаем эти налоговые меры на шесть месяцев. Они не будут приняты без обсуждения со всеми сторонами", – заявил глава правительства, выступая с обращением к народу в эфире французских телеканалов.

С чего начались протесты

Правительство Франции намеревалось в январе 2019 года поднять налог на топливо на 6,5% (дизельное) и 2,9% (бензин). В начале года власти уже делали это, в результате чего, по данным радиостанции Europe1, дизельное топливо подорожало на 23%, а бензин – на 15%. Жители небольших городов, рядом с которыми нет железной дороги, передвигаются только на автомобилях, поэтому эти реформы ударили по семейным бюджетам.

"Мы платим за безумие других": как демонстранты сотрясли Францию, но добились своего

Тогда все недовольные люди стали списываться в соцсетях и договариваться об акциях протеста. Чтобы обратить на себя внимание и серьезно ударить по размеренной жизни страны, было решено блокировать автотрассы, мешая проезду автомобилей и перевозке грузов. Общенациональным днем неповиновения назначили субботу.

Первая акция протеста прошла по всей Франции 17 ноября, ее участники назвали себя "желтыми жилетами", надев соответствующий верх, который обычно используют автомобилисты, чтобы сигнализировать об аварии или о поломке машины. Протестанты перекрывали автомагистрали горящими баррикадами и конвоями грузовиков. Всего в акциях, по данным МИД Франции, участвовали более 287 тысяч человек, а манифестации прошли более чем в двух тысячах городах и поселках Франции.

"Акт второй"

Количество недовольных, между тем, все росло и росло. Однако власти на это никак не реагировали, а население почувствовало, что их просто игнорируют, поэтому движение "желтых жилетов" решило устроить очередную демонстрацию в приближающуюся субботу, 24 ноября.

"Мы платим за безумие других": как демонстранты сотрясли Францию, но добились своего

Демонстрацию назвали "Акт второй", и ее масштаб вырос вместе с градусом накала ситуации. Всего, по данным МИД Франции, на улицы вышли более 106 тысяч человек. Правоохранители применяли слезоточивый газ, водометы и бульдозеры, чтобы очистить дороги от демонстрантов. Каждый раз, когда полиция продвигалась вперед, протестующие восстанавливали баррикады, используя металлические дорожные знаки, дорожные средства ограждения, мусорные баки и все остальное, что они могли найти. Не помогали даже отряды специального назначения.

"Мы здесь, потому что с нас хватит. Всегда одни люди должны платить за безумие других. Мы должны работать, чтобы платить, работать еще больше, чтобы платить еще больше, и так уже много лет. Так было с самого моего рождения, президент за президентом, а теперь мы говорим: "Хватит". Я хочу, чтобы меня услышали, выслушали и отреагировали", – сказал 24-летний студент Жоэль Мулизу (Joel Mouilleseaux) изданию The Guardian.

"Мы платим за безумие других": как демонстранты сотрясли Францию, но добились своего

Ущерб и жертвы

После двух недель более-менее спокойных протестов ситуация не улучшилась. Власти продолжали настаивать на том, что их курс неизменен. В результате протестанты решили собраться в третий раз – в субботу, 1 декабря. На этот раз люди поджигали машины, били витрины, разрушали здания. Мэрия Парижа оценила ущерб от беспорядков в 3-4 миллиона евро.

С 17 ноября в результате акций протеста пострадали до тысячи человек, в том числе десятки полицейских. Не обошлось и без смертей. В самый первый день протестов погибла манифестантка, на которую случайно наехал автомобиль. Женщина за его рулем запаниковала, когда ее автомобиль стали окружать участники акции, и нажала на газ. Всего с начала движения погибли четыре человека.

"Мы платим за безумие других": как демонстранты сотрясли Францию, но добились своего

В числе пострадавших оказались и 12 журналистов: в корреспондента RT France Люка Леже во время прямой трансляции из Парижа попала резиновая пуля, корреспондент RT International Питер Оливер был ранен резиновой пулей в ногу, пострадали также два стрингера видеоагентства Ruptly.

Реакции властей

Лидер правой партии "Национальное объединение" (бывший "Национальный фронт") Марин Ле Пен сразу после первой акции протеста возложила ответственность за беспорядки в ходе субботних протестов в Париже на правительство страны, а также призвала французские власти "не демонизировать легитимное народное движение".

Президент Франции Эммануэль Макрон обратился к протестантам лишь 24 ноября, спустя неделю после начала акций. Однако его реакция была отнюдь не той, которую ждали люди.

"Спасибо нашим правоохранительным органам за их мужество и профессионализм. Позор тем, кто напал на них. Позор тем, кто напал на других граждан и журналистов. Позор тем, кто пытался запугать избранных должностных лиц. В республике нет места для такого насилия", – написал он в своем Twitter.

Министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер в тот же день назвал протестующих подстрекателями и сторонниками ультраправых.

Согласно опросам, почти 80% французов поддерживают движение "желтые жилеты". Это не могло не сказаться на рейтинге Макрона – после протестов положительно его оценивают только 26% французов.

"Мы платим за безумие других": как демонстранты сотрясли Францию, но добились своего

Президент же заявлял, что не намерен пересматривать программу реформ, с которой был избран в 2017 году. Согласно им, главная цель дальнейшего повышения налогов на топливо – снизить количество вредных выбросов в атмосферу. С точки зрения официального Парижа, страна не имеет права игнорировать проблему глобального потепления, решать которую сама же и призывает все человечество.

На этом фоне автомобилистам предложили обзаводиться электрокарами и оснащать свои транспортные средства солнечными панелями, однако такая идея понравилась не всем. Многие протестанты заявили, что у них просто нет средств для того, чтобы поменять свой автотранспорт.