Подобный льву и вихрю – арцухское сражение Давида Строителя

Историк Вано Сулори рассказывает о великом грузинском правителе - Давиде Строителе - и его "интеллектуальных войнах"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Давид Агмашенебели среди грузинских царей действительно был особенным, что, наряду с другими факторами, проявлялось и в том, что он вел "интеллектуальные войны" и каждое сражение старался выиграть без крови или с очень малыми потерями.

Тест: угадайте грузинского царя по факту из биографии

По его приказу, именно, чтобы избежать большого кровопролития, "украли" предателя Липарита Багваши, после чего без боя заняли Клдекари.

Подобное произошло при взятии Зедазенской крепости, когда сын предателя Дзагана Абулета хотел укрыться в Шиомгвимском монастыре, но монахи, связав его, доставили царю.

Вот так, без особых усилий, царь взял Самшвилде, Рустави, Дзерна…

Армия подключалась лишь в том случае, если этот метод не приносил результата – подключалась и доводила дело до конца.

Необычные случаи из истории Грузии: как ум спасал ситуацию >>>

По такому сценарию началось и присоединение Кахети и Эрети, которые на стыке XI-XII веков были важным плацдармом турок-сельджуков в борьбе против грузинского царя.

В то время в Кахети-Эрети, как пишет летописец, царствовал ненавистный народу Агсартан II. Он чувствовал, что его власти угрожает серьезная опасность, и потому начал готовиться к борьбе против царя объединенной Грузии, но не успел…

Цена объединения Грузии: как Давид Агмашенебели взял Тбилиси

В 1104 году эретские дворяне Аришиани, Барами и их дядя, сын Кавтара Барами, пленили Агсартана и передали его Давиду Строителю. А грузинский царь без боя занял крепости Кахети и Эрети и присоединил край к Грузинскому государству.

Однако и у Давида объявились противники в этом огромном государственном и национальном деле. Часть кахетинских и эретских дворян после упразднения царства прибыли, чтобы просить о помощи, к атабагу Гандза, который находился на службе у турецкого султана Баркиарока.

Со своей стороны, и сам султан был недоволен действиями Давида, не мог смириться с тем, что перестал получать дань, а грузинский царь начинал перманентные войны против обосновавшихся в Грузии турецких орд. Баркиарок не мог спокойно наблюдать, как "лесной царь" избавлял Закавказье от сельджуков.

Чудеса отца Давида Гареджели и благодатные камни из Иерусалима >>>

Разумеется, атабаг Гандза прекрасно знал настрой султана и потому посчитал, что просьбу грузинских дворян не стоит выпускать из рук.

По приказу Баркиарока, к гандзскому атабаку присоединились и другие мусульманские правители, собрав огромную рать, чтобы покорить Кахети и Эрети.

Петр I и Александр Багратиони: 10 бочек золота за свободу грузинского принца

Многочисленному врагу Давид Строитель противопоставил небольшое, но хорошо обученное войско.

Сражение состоялось на арцухском поле. Грузинский царь предложил сельджукам новую тактику - осуществил мощные фланговые удары и сам непосредственно включился в бескомпромиссную войну.

Давид Четвертый сражался, словно лев, безжалостно уничтожая врага.

Летопись красочно описывает участие Строителя в сражении под Арцухи:

"В том бою убили три коня Давида, сражение он завершил, оседлав четвертого. Кровь, брызжущая от врага, настолько заполнила пазухи одежд Давида, что когда после окончания боя он снял с себя пояс, она хлынула мощным потоком. Сопровождавшие царя даже усомнились – не ранен ли он".

Подобный льву и вихрю – арцухское сражение Давида Строителя

В арцухском сражении Давид Четвертый Строитель победил блестяще и могущественно – полностью уничтожил врага. Окрещенная "великим сражением", эта война для нашей страны имела огромное значение. Она стала первой серьезной победой в столкновении с многочисленной армией сельджуков, которая ясно показала грузинам, что турки отнюдь не являются непреодолимой силой…