Примеры бесстрашия и преданности в истории Грузии

История хранит множество примеров храбрости и самоотверженной преданности грузин. Сегодня - рассказ о двух исторических эпизодах
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

При дворе царицы Тамар огромным влиянием пользовались братья Мхаргрдзели, но со временем значительно возросла и влиятельность Шалвы и Иванэ Ахалцихели – братьев, отличавшихся мужеством, умом, блестящим владением военным искусством. Естественно, это не нравилось тогдашнему командующему Иванэ Мхаргрдзели, который уже старел, у него и силы были не те, да и сметливость не такая, как в молодости…

Необычные случаи из истории Грузии: как ум спасал ситуацию

В 1225 году, в сражении под Гарниси, врага, по традиции, первыми встретили Ахалцихели. С четырьмя тысячами воинов братья сотворили чудо и внесли панику с 200-тысячную орду Джелал ад-Дина. Амирспасалар и атабаг Иванэ Мхаргрдзели с 60-тысячным войском наблюдали за этой резней с высокой горы. И когда Ахалцихели стало совсем трудно, вместо того чтобы включиться в сражение, без боя покинул Гарниси и отступил.

Многочисленной армии Джелал ад-Дина было уже несложно буквально раздавить четыре тысячи грузинских воинов. В том сражении погиб Иванэ Ахалцихели, а Шалву сначала взяли в плен, а в 1226 году казнили.

Как шах Аббас отдал Георгия Саакадзе на растерзание голодным львам >>>

После этой битвы прошло почти двадцать лет. Спасалар Аваг Мхаргрдзели, как мог, боролся с господствовавшими в Грузии монголами, но в конце концов был вынужден отправиться в Батуми, чтобы выразить послушание хану. Его сопровождал Давид Эджиби.

Сердце мамлюка: как сын грузинского священника стал египетским шейхом

Аваг не сомневался, что в "Золотой орде" ему грозила реальная опасность. И Давид Эджиби предложил, что может от его имени сам предстать перед ханом – на случай, если последний решил убить Авага, и примет смерть сам. А Аваг прикинется слугой, и его никто не тронет, оставят в живых. После некоторых колебаний Аваг согласился.

Но хан сначала же расположился к грузинам, простил им проявленную непокорность и оставил живыми. Однако факт остается фактом: Давид Эджиби проявил мужество и высочайшую нравственность. Тем более, если учитывать, что Аваг Мхаргрдзели был сыном Иванэ Атабага, а Давид Эджиби – наследником Шалвы Ахалцихели, с которым так предательски поступил Иванэ Атабаг.

Петр I и Александр Багратиони: 10 бочек золота за свободу грузинского принца >>>

В ответ на восстание греков, которое началось в 1821 году, турки страну эллинов потопили в крови. Они безжалостно вырезали детей и женщин, молодых и стариков. Их армия вторглась вглубь Греции и за один год подавила сопротивление мятежников.

Абдулл Робут-паша с многочисленным войском подошел к Афонской горе и поблизости разбил лагерь. Затем приказал, чтобы к нему явились настоятели всех монастырей.

Грузины негрузинского происхождения

Вместо настоятеля Монастыря Диониса перед пашой предстал отец Илларион Канчавели с двумя другими монахами – настоятель отправил его к врагу из страха перед возможностью быть казненным. Паша понял, почему к нему явился отец Илларион, и похвалил его за мужество. А потом, узнав, что Илларион грузин, неожиданно спросил его на грузинском:

- Ты откуда?

- Из Имерети, - ответил монах.

- А я из Абхазии, - признался паша.

И они продолжили разговор на родном языке, но к общему знаменателю не пришли. Паша был доволен тем, что, похищенный в детстве из Абхазии, он на чужбине стал "большим человеком". А отец Илларион корил его за то, что он отказался от Закона Божьего и принял мусульманство.

Как грузины освободили Иерусалим и Гроб Господень: конец "великой ночи" >>>

Под конец паша предложил отцу Иллариону уйти от афонских монахов и за это пообещал его осыпать милостями. Даже предложил свой дворец в Тесалониках. Отец Илларион ответил категорическим отказом. Более того, сам предлагал соотечественнику вернуться в истинную веру и постричься в монахи.

Абдулл Робут-паша и отец Илларион Канчавели встречались в течение нескольких дней и разговаривали на грузинском. Однажды, в мусульманский праздник Рамазан, когда пашой были приглашены представители других стран и он пребывал в прекрасном настроении, он завел разговор с монахом прилюдно.

Чудеса отца Давида Гареджели и благодатные камни из Иерусалима

Во время этой беседы отец Илларион назвал пророка Мухаммеда лжецом и сказал, что в ад попадет не только он, но и все его последователи… А в Царствие Небесное попадут лишь истинные верующие в Христа.

Присутствовавшие в зале гости в один голос потребовали казнить отца Иллариона. Не хотелось Абдуллу Робут-паше убивать монаха, но, чтобы его самого не обвинили в пренебрежении канонами Мухаммеда, велел обезглавить Иллариона.

До того как палачи привели приговор в исполнение, к паше явились двое ближайших его подчиненных, которые были абазгинами – казначей и чиновник по особым делам. Узнав о приговоре, вынесенном пашой грузинскому монаху, они взмолились: "Этого нельзя допускать! В противном случае, будет позор на весь мир. Что скажут люди – на чужбине у нас объявился один соотечественник, и того мы казнили?! До конца жизни не сможем смыть с себя такой позор".

И паша судьбу Иллариона передал им. Абазгины едва успели – буквально вырвав монаха из рук палача. Потом вывезли его из города и отправили на Афонскую гору, где отец Илларион провел еще немало лет…