Основные правила для учителей от гения грузинской педагогики

Каким должен быть педагог, как нужно завоевать любовь и доверие ученика, что нужно сделать в системе образования, чтобы искоренить насилие, повысить уровень знаний и перейти на новую ступень развития
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

На эти и другие вопросы в эфире телекомпании Imedi отвечал известный грузинский педагог и психолог, разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики Шалва Амонашвили.

У Амонашвили за спиной многолетний опыт работы с детьми и педагогами. Говоря о том, что самое главное в процессе обучения, академик делает акцент на отношениях между учеником и педагогом, и вспоминает одного из своих учителей, ради которого он не спал ночами лишь бы заслужить похвалу или просто увидеть радость в его глазах.

"Лучший директор в мире" танцует на переменах вместе с учениками – зажигательное видео

"У меня была мотивация - я хотел порадовать его. С другими педагогами у меня такого настроя не было. Главное – это педагог", - сказал Амонашвили.

Педагог должен сблизиться с учеником, постараться заглянуть в его душу, узнать, чего он хочет. И тогда ребенок будет воспринимать его по-другому, отметил Амонашвили.

Дети-акселераты и дети-индиго

В 1960-х годах, по словам Амонашвили, детей начали называть акселератами. Они отличались от предыдущего поколения тем, что были физически более развитые, высокие, умные. Ученые не могли выяснить, почему рождались такие дети-акселераты. Со второй половины 1990-х годов детей-акселератов сменили дети-индиго, которые отличаются утонченностью и различными талантами, считает педагог.

Люди нового поколения, или "Дети индиго" >>

"Небеса прислали их нам, чтобы помочь людям в каких-то делах", - говорит Амонашвили и отмечает, что нужно радоваться рождению таких детей.

Известный педагог уверен в уникальных возможностях нового поколения и говорит, что это поколение принесет миру новые изобретения.

Дети-индиго приходят в школу самоуверенные, они уже многое знают, поэтому, по словам Амонашвили, они сходят с ума, когда сталкиваются с школьной программой, которая предполагает, что с сентября по март, учитель объясняет им одни только буквы.

"У них другой темп, более быстрый. Наше развитие и наша педагогика отстает. Выходит, что нового ребенка мы посадили в рамки старой педагогики, авторитарной", - отметил Амонашвили.

Нет насилию!

Учитель, который считает нормой физически наказывать ученика, унижать и оскорблять его, не должен находиться в школе, уверен Амонашвили.

"Лучше меньше знать свой предмет, хотя и это очень важно, но и любить ребенка. В этой любви узнаешь больше, да и ребенок растет. Вот как преумножить эту любовь? Система образования ни в Грузии, ни во всем мире не изменится, пока изменение не произойдет в сознании педагога", - отметил Амонашвили, подчеркнув, что профессия учителя должна стать более уважаемой.

Как уберечь ребенка от травли в школе - в Грузии внедряют новую программу >>

Известный педагог дает советы учителям и напоминает им, что, если они станут защитниками для учеников, то и они станут защитниками для своих педагогов.

Педагогика по мнению Амонашвили - это искусство, а не наука. И каждый учитель должен научиться искусству преподавания.

Детям нужно дарить любовь

Главный ключ к сердцу ребенка - это любовь, уверен Амонашвили. Любить нужно всех одинаково и отличников, и тех, кто отстает. Ребенок растет, не знает многих правил, может ошибаться, но крики, грубость, насилие, низкие оценки, наказание – неприемлемы, предупреждает Амонашвили.

Учитель из Грузии может стать миллионером

"Дружить со своими детьми должны и сами родители. Без дружбы не выйдет воспитание современных детей-индиго… Это не гиперактивные дети, а дети, которые преображают жизнь. Мы должны идти в ногу с ними, педагог должен стать более активным", - сказал Амонашвили.

Известные фразы Шалвы Амонашвили

"Не существует неталантливого и ленивого ребенка, существует только ограниченная педагогика".

"Не дети являются гиперактивными, а учителя являются гиперпассивными".

"Авторитарная педагогика стирает новое поколение, реформу нужно провести в голове учителя".

"Три закона согласия: ребенку нужно развитие, свобода и возможность быть взрослым".

"Учеба должна быть от радости к радости".