Все плюсы и минусы техосмотра в Грузии - мнения экспертов

Обязательное периодическое техническое инспектирование в Грузии проходит, в целом, хорошо, однако эксперты, работающие в области безопасности дорожного движения, выявили ряд погрешностей
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Техосмотр стал обязательным для всех видов автотранспорта в Грузии с 1 января. На сегодняшний день в Грузии 40 аккредитованных сервис-центров, в которых в целом 89 линий для проверки автомобилей. Владельцу автомобилей придется пройти техосмотр не позднее того месяца, в котором была оформлена машина.

"Очереди (в сервис-центрах - ред.) являются проблемой номер один, которые мешают водителям, желающим пройти инспектирование. Я думаю, важным является предоставить водителям информацию о том, чтобы они заглянули в паспорт своего транспорта и, в соответствии со сроком регистрации, посетили центры инспектирования. Чтобы не создать форс-мажорную ситуацию, надо дать возможность тем водителям, которые могу быть оштрафованы, в первую очередь пройти инспектирование", - сказала руководитель "Альянс Грузии за безопасность на дорогах" Эка Лалиашвили на брифинге.

Сколько машин оштрафовали в Грузии за отсутствие техосмотра >>

С 14 января в Грузии заработали т. н. умные камеры, которые автоматически фиксируют автомобили, не прошедшие техническое инспектирование, и выписывают им штрафы. Размер штрафа за не пройденный техосмотр составляет для частных лиц 50 лари (порядка 19 долларов), а для юридических лиц – 200 лари (порядка 75 долларов).

"Однозначно следует отметить, что это (введение в эксплуатацию "умных камер" - ред.) является положительным шагом. Тенденция уже показывает, что, если исполнение на высоком уровне, водители становятся законопослушными. Поэтому администрирование закона имеет очень важную значимость для успеха реформы, - добавила Лалиашвили.

Аналогичного мнения придерживается и председатель НПО "Ассоциация транспорта и дорог" Давид Месхишвили.

"Министерство внутренних дел учло наши острые оценки в связи с исполнением закона и у т. н умных камер была включена та программа, которая опознает номерной знак на транспортном средстве, а затем перепроверяет в базе. Это, в определенной мере, увеличило посещаемость тест-центров. Насколько мне известно, оно выросло в пять раз", - сказал Месхишвили на брифинге.

Процедуру техосмотра в Грузии могут упростить

Главная претензия, которую Месхишвили предъявляет властям, является качество продаваемого в Грузии топлива. Качество горючего не раз оказывалось в центре внимания общественности, которые время от времени критикуют власти за отсутствие системного контроля качества.

"У нас опять есть вопросы в связи с качеством топлива. Мы не можем понять государственные учреждения - какого типа мониторинг ведется. Есть ли какая-то сформированная схема, по которой происходит проверка этого топлива? По нашей информации, например, во время импорта качество топлива нормальное, однако когда оно попадает в дистрибьюторскую сеть, в хранилища, загрязняется", - добавил он.

Месхишвили выступает также с предложением начать составлять рейтинги для инспекторов, проверяющих машины. Специалист уверен, что это поможет снизить риски возможной коррупции, а также сделать работу непредвзятой.

Кто подделывал справки о техосмотре машин в Грузии? Задержаны семеро человек >>

"Есть очень хороший международный опыт, предусматривающий составление рейтингов инспекторов. Это делает программа. Например, если у инспектора есть высокий показатель провала (прохождения техосмотра машин - ред.) или же, наоборот, у инспектора есть высокий показатель того, что он всех пропустил, появляются вопросы и согласно международному опыту, в этом случае, если там есть подозрительные данные, происходит изучение рейтинга инспекторов", - сказал Месхишвили.

По словам эксперта, в случае, если инспектор будет браковать много машин, это может быть связано с тем, что он находится в сговоре со станциями технического инспектирования и специально направлять машины на ремонт. Или же, если инспектор будет выдавать много положительных заключений и прохождении техосмотра, то может возникнуть подозрения того, что он за это получает деньги.

"Умные камеры" будут выписывать штрафы за отсутствие техосмотра в Грузии

Депутат сакребуло (горсовет) Тбилиси от правящей партии "Грузинская мечта - демократическая Грузия" Шалва Огбаидзе, который одновременно занимает пост президента автомобильной федерации Грузии, уверен, что процесс техосмотра идет успешно.

"Я, как представитель неправительственной организации и практик могу сказать, что старт кампании является успешным. Он является болезненным для того, чей автомобиль был забракован. Это такой же болезненный (вопрос - ред.), как, например, когда в школе учитель заявит нам неожиданно, что завтра будем писать контрольную работу, и страдает тот ученик, который не готов к уроку. Лично я стараюсь, чтобы мой автомобиль всегда был исправным и не дожидаюсь истечения срока прохождения техосмотра", - сказал Огбаидзе на брифинге.

Прежде чем стать обязательным для всех, техническое инспектирование вводилось поэтапно. С 1 января 2018 года техническое инспектирование стало обязательным только для транспортных средств, вес которых превышает 3,5 тонны, а также для машин, у которых восемь или более пассажирских мест.

Все автомобили Грузии должны пройти техосмотр >>

С 1 июля 2018 года техническое инспектирование стало обязательным для легковых транспортных средств, зарегистрированных на юридические лица, а также для автомобилей, принадлежащих государству, с 1 октября 2018 года новшество затронуло легковые транспортные средства, объем двигателя которых превышает 3.0, а с 1 января 2019 года – все остальные легковые машины.

Критерии и стоимость

Согласно техническому регламенту, разработанному правительством Грузии, при обязательном периодическом техническом инспектировании автомобили будут проверять по следующим основным критериям: система тормозов, система руля, видимость, фары, оси, колеса, подвеска, шасси, выхлопы.

Меладзе: со штрафами за отсутствие техосмотра можно было бы подождать

Обязательный техосмотр легковых машин нужно будет проходить в аккредитованных сервис-центрах. Проверка легковых машин обойдется в 60 лари (порядка 23 долларов), а грузовых — 100 лари (более 38 долларов).

Если с первого раза автомобиль не сможет удовлетворить тому или иному критерию, установленному регламентом, у его владельца будет месяц на искоренение неисправности. После этого он вновь должен будет пройти инспектирование, но уже бесплатно, и проверить только тот компонент, которому он не смог удовлетворить в первый раз.

Оплачивать техосмотр в сервис-центрах можно будет только по безналу — при помощи аппарата быстрого зачисления денег, по интернету или обычной банковской картой. Это делается для того, чтобы избежать оборота наличных денег в сервис-центрах и финансовых недоразумений.

Все плюсы и минусы техосмотра в Грузии - мнения экспертов