"Число кретинов на этой планете растет" - что беспокоит великого Отара Иоселиани

Он стремился к тому, чтобы быть непохожим, и стал им. Он делал кино, в котором задумывался о вечности, и оно стало вечным. Он творил, потому что по-другому не мог, и стал творцом. Больше - мастером, Дедалом кинематографа Грузии, истинным мэтром грузинской кинофилософии
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Все это об Отаре Иоселиани. 2 февраля культовый грузинский кинорежиссер отмечает свой 85-летний юбилей. Sputnik Грузии желает Отару Давидовичу крепчайшего здоровья, море вдохновения и еще много-много красивого и мудрого кино.

Читаем мудрые слова Иоселиани о главном и пробуем отгадать личность одного из самых сильных представителей грузинского кино.

О занятости и общении людей

"Чем все так заняты? Пушкин, Мусоргский, Маяковский тоже работали, как безумные, но у них оставалось время на общение с людьми, развлечения, светскую жизнь, даже на пьянство. А потом этот наглец и безобразник Эдисон все испортил: граммофон, лампочка, телефон — это ужасные изобретения. Они съели у нас время. Я еще помню времена, когда писал письма, неспешно работал, у меня был досуг, а потом я уехал на технически оснащенный Запад, и часы, дни, годы стали утекать сквозь пальцы".

"Число кретинов на этой планете растет" - что беспокоит великого Отара Иоселиани

"Когда на рекламе спиртных напитков мы читаем лицемерное предупреждение, будто алкоголь разрушает наше здоровье, на самом деле это не алкоголь его разрушает, а отсутствие неспешного человеческого общения. Недаром слово "spirit" означает и спирт, и дух. Поднимая стакан, и богатые и бедные оказываются равны, и таким образом человечество продолжает существовать".

"Меня расстраивает то, что мы утратили способность жить спокойно: писать акварели, играть на фортепьяно, принимать гостей, вести дневники, устраивать пикники. Почему у нас не хватает на все это времени? Почему я не могу прийти к человеку без предварительного звонка и быть уверен, что он будет мне рад?"

"Число кретинов на этой планете растет" - что беспокоит великого Отара Иоселиани

О своем кино

"Продюсеры знают, что толку от меня не добьешься и денег на мне не заработаешь, но все равно дают мне средства, потому что во Франции искусство считается национальным достоянием. Я, конечно, не сравниваю себя с великими классиками, но, например, произведения Рабле никто не читает. Они просто есть, и этого достаточно. Примерно так же относятся и к моим фильмам: хорошо, что они есть, пусть себе лежат, вдруг кому-нибудь пригодятся".

"Все мои фильмы немые. Мне кажется, что в некоторых даже слишком много говорят, хотя там не больше 30 реплик на два часа. Что в кино говорится, вообще не очень важно, важна только интонация".

"Того Парижа, про который я снимаю, его уже давно нет. Возможно, его никогда и не было — как и той Москвы, что у Данелии в "Я шагаю по Москве". Возможно, мы населили города тем, что знаем о жизни и людях, и они есть только в нашей душе. Москва и Тбилиси пустеют, а Париж давным-давно пуст, но их модель, оставленная нам в наследство в виде воспоминаний, имеет какую-то ценность, и ее можно передать".

"Вознаграждение за ту работу, которую ты проделал, приходит неожиданно. И слава Богу. Только из-за одних денег ничего делать нельзя, даже пальчиком шевельнуть нельзя".

 

О современной Грузии

"В истории Грузии всегда были тяжелые периоды, начиная с древнейших времен. Были монголы, были персы, были турки, кто угодно. Были нашествия горцев с Северного Кавказа, кошмар был какой-то. Рабства в Грузии не было, и не было окончательного развала. Язык в Грузии - очень важная вещь. Владеть этим языком непросто. Всего 3 миллиона человек говорят, имеют письменность, литературу, фольклор. Особенно письменность - уникальная грузинская письменность. В мире всего 14 способов письменного выражения мысли. Идеограммы китайско-японские, арабское письмо, латиница, кириллица, есть монгольское письмо, грузинское, армянское. Это страна, которая создала свою письменность, и на этой письменности люди умеют изъясняться и писать очень серьезные и глубокие вещи. Вторжение американизма - уже не российского насилия, а американского - очень соблазнительно для молодежи. И я очень боюсь, чтобы это не стало необратимым процессом".

"В Грузии не кричат на пьяных мужей — их жалеют и укладывают спать".

О женщинах

"Любой нормальной женщине все остальные представляются слабыми. Есть такое понятие: психология красавицы. Что скажет зеркальце в ответ? Это самовлюбленность, а самовлюбленность женщине не свойственна. Женщина существует для рыцарского поступка, для того, чтобы охранять слабых. Это рыцарь настоящий".

"Число кретинов на этой планете растет" - что беспокоит великого Отара Иоселиани

О мире

"Меня беспокоит, когда слишком часто произносят слово "демократия". Меня беспокоит, когда выигрывает большинство. Меня очень беспокоит то, что число кретинов на этой планете растет".

О жизни

"Совсем не просто жить, все время получая по роже, и не отвечать тем же, оставаться приверженным идее прощения и искренней нежности к людям".

О воспитании

"Если снизить пафос, то детям говорю: "Старайся не быть говном".

Об исключительности грузин

"Откуда у грузин присутствие духа? Потому что все время все было плохо. Быдла много сейчас в Тбилиси, но я как-то был на базаре и слышу такой русский язык: "Здравствуй, мое солнышко, как ты поживаешь? Ах, ты мой дорогой". Это старый тбилисец, который все знает, который вынес все и выдержал. Если бы сейчас в Париже вдруг появились Эмиль Золя или Ги де Мопассан, они бы пришли от нас в ужас. И может быть, им было бы приятно, что есть какие-то люди, которые упорно отстаивают стиль жизни, который ими завещан".