Пресс-центр Sputnik Грузия

"Я стер себе память" - история грузинского солдата афганской войны

Такое масштабное и разрушающее событие, как война, делит жизнь человека на "до" и после". Это произошло и с грузинскими солдатами, которые воевали в Афганистане в конце XX века
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

За десять лет войны в Афганистан из советской Грузии уехали около восьми тысяч человек: пять тысяч ушли на фронт, остальные работали в больницах, на стройке и других важных объектах.

Читайте материалы спецпроекта Sputnik "Афганистан: 30 лет в ожидании мира" >>

Грузины в афганской войне: как живут ветераны через 30 лет

Согласно официальный сводке, в результате боевых действий в Афганистане погибли 128 солдат из Грузии, семеро считаются пропавшими без вести. Большинству удалось вернуться с поля боя: на сегодняшний день в Грузии проживают около пяти тысяч ветеранов афганской войны.

Зурабу Цоцхалашвили 50 лет. Он ветеран афганской войны. Когда редакция Sputnik Грузия связалась с ним, сказав, что готовит материал, посвященный героям афганской войны, он совершенно искренне спросил: "Какой же я герой?"

До войны

В молодости Цоцхалашвили хотел быть поближе к природе, поэтому мечтал о горах и широких лугах в родной Тушетии. Именно расстеленные у подножья кавказских гор луга, на которых можно пасти скот, ассоциировались в его сознании со свободной и настоящей жизнью.

Зураб родился и жил в Тбилиси, но никогда не терял связи с родным краем – Тушетией. Свое 18-летие в 1986 году он встретил в Ширакской степи. Это такая возвышенность на востоке Грузии, в юго-восточной части междуречья Иори и Алазани, где пасутся стада овец. В этот день к нему приехал отец и привез письмо не с поздравлениями, а с призывом в армию.

"Я вернулся из Тушетии в Тбилиси. Сначала прошел медицинскую комиссию, которая подтвердила, что я пригоден для службы. Потом нас просто посадили в автобус и увезли в аэропорт. Борт ТУ-134 был полон. Мы прилетели в Узбекистан, в городе Чирчик, где в течение шести месяцев проходили учения. Я попал в спецназ. Следовательно, подготовка была особенной", - рассказал Цоцхалашвили.

На учениях уставал так, что перестаешь думать, рассказывает Зураб.

"Мы были практически голодные, только садились за завтрак, как нам велели вставать и бежать, немного везло тому, кому первому наливали еду. Потом наполняли рюкзаки камнями и бежали до стрельбища 12 километров. Помню, последние три километра были особенно тяжелые потому, что это был страшный, затяжной подъем. Единственным моим преимуществом было то, что я стрелял хорошо, а тот, кто хорошо стрелял, возвращался со стрельбища на машине", - вспоминает Зураб.

Учения длились шесть месяцев. В течение трех месяцев Зураб вместе с остальными призывниками фактически не спал и не ел, отучился думать, возражать и что-то требовать. Его письма к родным были короткими: всего несколько слов о себе и просьба рассказать о домашних. Он не жаловался, просто мужественно терпел.

Война

В Афганистан Зураб вылетел 1 ноября 1986 года, его распределили в город Кандагар.

Почему началась война в Афганистане, или Товарищ и предатель>>

Вывод советских войск из Афганистана - исторические кадры

"Это один из самых больших городов. Один из командиров говорил нам: "Тот, кто владеет Кандагаром, тот владеет Афганистаном". Поэтому на этот город всегда было обращено особое внимание. Нас, грузин, было девять человек, мы старались держаться вместе. В Кандагаре мы жили жизнью, которой можно жить на войне. Служили в батальоне спецназначения", - сказал Зураб, неохотно возвращаясь в те дни.

Воздушный рейд на вертолетах, засада и налет - это были основные задачи Зураба на войне. О деталях он предпочитает не говорить.

"Год нес с собой пулемет. Это, знаете, нужная на войне вещь, но в то же время опасная, так как сам становишься мишенью врага. Я, в основном, был в головном дозоре, потому что внешне очень был похож на местных, часто носил их одежду, они принимали за своего. Местные мне очень доверяли", - вспомнил Зураб.

На войне нет места для слабых. Зураб помнит добровольцев, которые приезжали на войну, не имея никакого представления о ней.

"Я стер себе память" - история грузинского солдата афганской войны

По словам Зураба, многие даже не понимали, куда едут, думали, что будут врываться с оружием, постреляют, поубивают и этим все закончится, но они глубоко заблуждались.

"Лично я и физически, и психологически сравнительно был подготовлен к войне. Я умел слушать и запоминать фразы капитана. Я постоянно помнил, что должен выжить, так как мертвый проигрывает, но знал и то, что должен быть готов к смерти. Я и сражался, и помнил о смерти, смирился с тем, что любая минута может стать последней. Я каждую секунду помнил об этом, в итоге выжил", - рассказал Зураб.

Год и восемь месяцев пробыл Зураб в афганской войне. Когда была объявлена демобилизация, советские войска начали выводить, он уехал домой.

Кочующее золото Афганистана, и Как нашли сокровища Бактрии

"Возвращение? Это было хуже войны. Было сложно привыкнуть к новой реальности. Я приехал совершенно другим, никому ненужным, потерянным, висел в воздухе, не знал куда пойти, что делать. Конечно, любая война оставляет на человеке свой след, но это было правда очень тяжело. Я не люблю рассказывать про дни, проведенные в Афганистане, это уже прошлое, и я оставил все это там. Сложно и эмоционально, и смысла нет больше вспоминать об этом", - говорит Зураб.

Зураб позволяет себе помнить только все хорошее и положительное. Даже на войне солдаты умудрялись веселить друг друга, подбадривать, помогать, подшучивать – именно это, по словам Зураба, помогало не пасть духом.

После войны

После возвращения из Афганистана Зураб попробовал построить карьеру врача. Поступил в медуниверситет, хотел стать педиатром. Проучился полтора года, но когда в больницах увидел больных детей, понял, что не сможет реализовать себя в этой профессии.

"Кукушка" и "Вертолетчики": как песни об афганской войне стали хитами>>

"Я оказался сентиментальным, ну и что, что прошел афганскую войну. Несмотря на то, что я замечательно владею собой в экстремальных ситуациях, даже проводил в Афганистане операции, доставал пули из раненых, понял, что не смогу видеть боль детей", - признался Зураб.

"Я стер себе память" - история грузинского солдата афганской войны

Сегодня Зураб живет жизнью, о которой мечтал в молодости. Говорит, что в душе он не воин, а простой пастух, влюбленный в природу Тушетии.

"Хаос вместо обещанного мира" - какой след оставили американцы в Афганистане

"Там жизнь, там счастье. Что может быть лучше этих мест, тишины, покоя, прохладного ветерка и неба, которое кажется таким близким, что почти чувствуешь его прикосновение", - рассказывает Зураб.

Он работает в охранной компании, а также таксистом.  Со временем раскрыл в себе и другие возможности: стал кузнецом, всадником, научился делать сумки из кожи и кинжалы, строить ограды из камня и дерева. Но у него пока нет своей мастерской.

У Зураба трое детей - два мальчика и одна девочка, один внук. Старшему 26 лет, а младшему всего четыре годика. Говорит, что он не строгий отец - предоставляет детям выбор, объясняя последствия их действий. О войне дома не рассказывает.

"Человек не должен засорять мозг негативными воспоминаниями, так как это страшнее летящей пули. Если постоянно помнить о плохом, это приведет к ужасным последствиям, поэтому я сам себе стер память. Я не помню, что тогда было. Это прошлое, и это уже неправда", - сказал Зураб твердым голосом.

Напоследок он радостно сообщил, что скоро уедет в Тушетию и показал в телефоне фотографию этого "райского места".

"Я стер себе память" - история грузинского солдата афганской войны