Все в стране шиворот-навыворот, или Борьба за трон, которого нет

Колумнист Sputnik Грузия обратил внимание на довольно сдержанный настрой ведущих грузинских газет, которые, похоже, предпочли особо не обострять пока тон своих публикаций по нашумевшим политическим и династическим баталиям
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Главной сенсацией на прошлой неделе стали, судя по реакции в социальных сетях, именно баталии династические. Язык не поворачивается назвать их склоками – речь-то о представителях двух ветвей древнего царского рода Багратиони!

Пресса сдержанно реагирует на спор между Багратионами

Надо заметить, грузинскую общественность обращение "царственных особ" в Тбилисский городской суд в восторг не привело. Тем более, на сей раз извечное историческое соперничество разгорелось на банальном фоне: договориться о "претензиях" на трон не сумели Анна Багратиони-Грузинская и Давид Багратиони-Мухранский, оформившие развод еще в 2013 году.

Царская склока в Грузии – скандал с далеко идущими последствиями

Ведущие издания стыдливо воздержались от прямых оценок, ограничившись небольшими заметками по, казалось бы, столь "выигрышной", на первый взгляд, теме. Проявили завидную щепетильность, в отличие от оказавшихся в суде истцов и ответчиков. "Резонанси" (15.03) и некоторые другие газеты косвенно выразили свое отношение, лишь процитировав запись в социальном блоге Гендиректора телекомпании "Рустави 2" Ники Гварамия. Тот с большой симпатией отозвался об Анне Багратиони-Грузинской, которую, как он отметил, помнит со студенческих времен.

Кроме того, историк Георгий Отхмезули ("Резонанси", 13.03) позволил себе со сдержанным негодованием высказать упрек в адрес Давида Багратиони, который усомнился в принадлежности противной стороны к царскому роду и поднял вопрос о генетическом тесте. "Давид не является прямым наследником Багратиони-Мухранских и не вправе требовать эксгумации", - твердо подчеркнул ученый.

Царь не настоящий? Тяжба Багратиони может довести до эксгумации тел предков >>

И лишь "Версия" (13-19.03) раскрутилась, как говорится, по полной – вынесла на первую страницу броский заголовок "Царское "побоище". А дальше отвела разборке "события" целых две газетных полосы. Для "Версии" с ее скандальной спецификой такое воспринимается естественно. Но, к сожалению, соотнеся данный конфликт со всем остальным, что происходит у нас в последнее время, приходишь к выводу – тут есть над чем поразмыслить всерьез. Как примечательно обобщил его член партии "Свободная Грузия" Гоги Цулая ("Резонанси", 15.03): "Все в этой стране шиворот-навыворот: трона нет, а друг друга готовы зарубить".

Действительно, корни у "сиятельного скандала" гораздо глубже, чем у банальной сенсации. И не исключено, в столь пассивном его освещении подсознательно срабатывает нежелание грузинского общества обрушиваться на последний бастион элитарного благородства в лице несуществующего трона. Тем более, моральные критерии властных элит сместились настолько, что оказались полностью размыты. Перестали поддаваться не только анализу, но и гаданиям.

Суды и скандалы

Взять скандал с судьями, который угодил даже в отчет Госдепартамента США, где ему сопутствует термин "судейский клан" ("Резонанси" 15.03). При этом главный судебный "реформатор" – Тея Цулукиани, судя по всему, чувствует себя если не комфортно, то вполне уверенно. Несмотря на анонсированный в конце прошлой недели уход с поста министра юстиции, Цулукиани осталась в своем кресле. А разговор теперь пошел о каком-то непонятном и загадочном ее ультиматуме, который, тем не менее, позволил министру уцелеть. И даже удостоиться впечатляющей оценки премьера: "Нам трудно вообразить команду без нее…" ("Резонанси", 13.03).

Тея Цулукиани приняла решение - что происходит в правительстве Грузии?

Аналогичным образом сместились акценты в деле "ТВС-банка". Конкретные и подтвержденные следствием факты финансовых нарушений отодвинуты далеко на задний план. А проблема трансформировалась в активное муссирование на уровне каких-то подметных писем от неподтвержденного адресанта к конкретному адресату, к банку, кстати, прямого отношения не имеющему. Как пишет "Квирис палитра" (11-17.03), темой №1 стало: написал ли письмо Георгий Гахария? На этом фоне газета публикует обширное интервью с Мамукой Хазарадзе – целый разворот. В нем затронут широкий круг вопросов. Но по-прежнему нет ясности по сути закрученной интриги: были ли финансовые нарушения и что это за письма, о которых идет речь?..

Зато в прессе пошла очередная кадровая чехарда на уровне предсказаний. В частности, сильному сомнению подверглась версия о том, будто возвращение Ираклия Гарибашвили связано с его назначением на пост министра внутренних дел. Потому как нынешнего министра из-за писем, якобы, им написанных, уже не столь уверенно прочат в премьеры. Как в старом анекдоте про компромат на номенклатурного работника: "То ли он что-то украл – то ли у него что-то украли?!."

Гарибашвили рассказал, почему вернулся в политику и "Грузинскую мечту" >>

"Зачем на самом деле Иванишвили вернул Гарибашвили в политику?" - задает сакраментальный вопрос "Алиа" (11-17.03). И дополняет его ироничным интервью с политологом Сосо Цинцадзе. "Успешный премьер, народный лидер, эффективный руководитель, умеющий быстро принимать решения…. Если характеристика верна, зачем надо было от него избавляться в 2015-м?" - скептически недоумевает Цинцадзе.

Для чего строят порт в Анаклия

События в грузинской политической действительности иногда развиваются так стремительно, что еженедельные издания оказываются попросту не в состоянии угнаться за новыми героями. Они все еще рассуждают о Беселия, Кобахидзе, Каладзе и пр., а в ежедневных газетах все реже упоминаются даже Хазарадзе и Гарибашвили. Более того, "тема Хазарадзе" в столь авторитетной газете, как "Резонанси", получает вдруг неожиданный и довольно опасный уклон.

Что происходит вокруг строительства порта Анаклия?

Основатель "Института грузинской политики" Корнелий Какачия заявляет (11.03), якобы, он слышал от высокопоставленных чиновников НАТО, что глубоководный порт в Анаклия может стать весомым аргументом для Грузии в плане обеспечения ее обороноспособности и стратегической значимости. Ему вторит эксперт по вопросам безопасности Вахтанг Маисая (15.03). Он увязывает со строительством порта визит в Грузию представителя Госдепа США Курта Уолкера. Причем, едва ли не в лоб утверждает, что порт сможет принимать американские подводные лодки.

Обычно, когда это так, о подобных вещах всячески стараются не говорить вслух. Является ли неожиданная публичность странным продолжением довольно странной "истории с "ТВС"? Иностранные чиновники и дипломаты, естественно, ограничиваются обтекаемыми фразами. Российская сторона не реагирует – то ли уже давно в курсе дела, то ли не воспринимает все это всерьез. А нам остается лишь гадать…

Ну и вместе с Эльзой Папошвили тешить себя надеждами в ожидании новых имен и лиц. Журналистка делится в "Резонанси" (13.03) "надежной" информацией: весной намечается смена 4-х министров. Ей возражает политолог Рамаз Сакварелидзе (15.03), считающий, что подобное маловероятно. Или, во всяком случае, лишено смысла. Замены такого рода могут принести эффект накануне выборов, а не сейчас. К тому же, как резонно заявляет аналитик, общество будет следовать не за новыми лицами, а за новыми идеями.

С какими проблемами столкнулся проект строительства порта в Анаклия >>

Эксперт Гия Хухашвили в "Алиа" (11-17.03) образно называет все происходящее "возвращением в политическое детство". Возможно, имеется в виду массовый энтузиазм, отличавший приход "Грузинской мечты" к власти в 2012 году. Но, честно говоря, возвращение в детство не особенно обнадеживает.