Сегодня она одновременно работает во многих направлениях: создает оригинальные модели одежды, мастерит красивые украшения, увлечена художественной фотографией и дизайном интерьера. С 2001 года является членом Союза художников Грузии. Ее работы хранятся во многих частных коллекциях различных стран мира. В 2003 году картины грузинской художницы выставлялись в американской галерее Warel-Nase и Jersey Sity.
Читайте все истории проекта "Грузины за рубежом" >>>
Жизнь в эмиграции заменила многообразную акварель художницы строгой графикой, поэтому беседу с Цирой Ахобадзе начинаем с философского вопроса.
- Что изменилось с цветного периода жизни до черно-белого, то есть, как в Тбилиси, где не было электричества, на мольберте появлялись цвета?
- Что изменилось? Я просто выросла. Даже в городе, объятом темнотой и безнадежностью, рождаются дети, по весне цветет сирень, кто-то в кого-то влюбляется, разливисто чирикают птички… Главное, хотеть все это увидеть.
Годы молодости, студенчество, затем приятная и интересная работа, сердечные друзья и коллеги, солидарность между людьми, вызванная общими проблемами – все то, о чем воспоминания и сегодня наполняют сердце теплотой, и что на моей палитре проявляется множеством светлых цветов.
Политическая нестабильность и бедность населения в 90-е годы у многих породили чувство безнадежности. А это больше всего отразилось на изобразительном искусстве, литературе, киноискусстве того времени. Понятно, это возымело влияние также на тематику моих работ. И, в конечном итоге, подтолкнуло покинуть родину.
Несмотря на трудности, тот период я все же считаю лучшими годами. Ностальгия заставляет забыть о старых проблемах, помнишь только хорошее.
Американский период
- Как грузинскую художницу встретила страна, называемая свободным миром?
- На мой взгляд, свободный мир – понятие очень условное. Мир свободен для тех, кто свободен внутренне. Не имеет значения, в Америке ты живешь или в Грузии. И там, и здесь личность сама выбирает свой путь. И там, и здесь государственная машина оказывает на нас влияние и вынуждает бороться за собственные интересы.
Свободный мир теплый и ласковый в отношении баловней судьбы, однако в то же время довольно строг, когда пытаешься проложить себе путь собственным трудом и потом. На этом пути нам встречается множество препятствий, и только с помощью стойкой силы воли удается сохранить равновесие.
Особенно трудный путь пришелся на волну эмигрантов из постсоветских стран. Нам пришлось все начинать с нуля: образование, отношения, карьеру и т. д. Многие не выдержали этих тягот. Не могу сказать, что свободный мир был к ним очень милосерден. Америка – сильная страна для сильных людей.
- Что вам помогало в том, чтобы в сильной стране самой стать сильной?
- То, что всегда и везде дает мне силу и энергию - рисование. Оно облегчало мне ностальгию и боль, вызванную потерей любимых людей, смягчало печальные моменты первых лет пребывания здесь, помогало утвердить свое место в новом обществе. Сегодня у меня очень много друзей среди американцев и эмигрантов. Горжусь отношениями с ними и всегда чувствую их поддержку.
Что касается успеха, то считаю, что это слишком громкое слово. Надеюсь, в будущем сумею добиться результатов, которые знаток искусства сочтет моим успехом.
За рубежом обнаружила, что я очень упряма и могу все начать с чистого листа. Уверена, что это было тем самым главным качеством, которое в совершенно чужой среде помогло мне встать на ноги.
- В каждой вашей графической работе одновременно несколько тем, что, наверное, является своего рода миксом раздумий и эмоций…
- Вероятно. Потому, что и жизнь не однообразна. Чувства, события, характеры, типажи настолько переплетены друг с другом, что отделять их было бы неестественно. А я ничего искусственного не люблю.
Важно не то, о чем я думала, создавая тот или иной рисунок, а то, о чем думает зритель, когда на него смотрит, какие чувства у него вызывает моя работа.
Потом, по мере того, как прибавляются возраст, опыт и мастерство, к цвету добавилась и форма. А эта форма дала мне возможность точнее передавать чувства и настроение. Жизнерадостный период часто сменяют моменты, когда совершенно не хочешь изображать их в цветах. В таких случаях возможность самовыражения дает мне графика.
Родина, которая недалеко…
Цира Ахобадзе: Мечтаю о лучшем будущем Грузии и очень хочу, чтобы она была богатой и успешной, поскольку это страна очень талантливых людей.
Родина для меня никогда не бывает далеко, я всегда ношу ее с собой и живу с ее теплом. Тем более, что, благодаря современным технологиям, могу без ограничений общаться с дорогими мне людьми.
Перед сном думаю об очень многом: об оставшихся в Грузии дорогих людях, о собственном месте на родине и в Америке. И, разумеется, об ответе на вопрос "Когда вернусь?"