О неудавшейся любви и болезненных отношениях вообще принято забывать, но не в случае с Музеем разорванных отношений. Здесь страдания, боль и грустные воспоминания – это культ, это повод задуматься, наконец, это оригинальный экспонат. И сегодня такие экспонаты с горьким привкусом грузинской любви можно увидеть и в Тбилиси.
Музей разорванных отношений – вы серьезно?
Сама идея основать Музей разорванных отношений родилась в Хорватской столице, городе Загреб, у пары художников - Олинки Виштицы и ее тогдашнего партнера Дражена Грубишича. Естественно, в результате частной драмы. Люди развелись, но решили сохранить некоторые свидетельства о совместном прошлом и счастливых временах и даже выставить их на всеобщее обозрение.
В большинстве случаев люди крутили пальцем у виска и говорили: "Вы серьезно?!" Но со временем коллекция увеличилась за счет новых экспонатов других бывших пар из разных уголков мира. Так свидетельства утраченной любви и разорванных отношений разных людей стали музеем. Его коллекции путешествуют по странам мира и в мае оказались и у нас, в Тбилиси.
Удивительно, но у Музея разорванных отношений есть свои правила. Во-первых, его экспонатами являются фотографии, письма, документы, аудио- и видеосообщения, а также различные вещи бывших возлюбленных. Во-вторых, перед поездкой в ту или иную страну Музей пополняет коллекцию ее, местными экспонатами. Так в Тбилиси еще в феврале был объявлен "кастинг" на экспонаты, то есть "свидетельства", символизирующие былую любовь.
Грузины задумались, вспомнили о своем опыте и прислали экспонаты. Теперь их не только можно увидеть в Старом Тбилиси, по адресу улица Бетлеми, 10 (Вифлеемская). Вскоре они отправятся сначала Батуми, а потом и дальше, по всему миру.
Грузинская любовь как фетиш
Вы входите в зал разорванных отношений. Здесь тихо. Кругом вещи, когда будто тайком оставленные своими хозяевами: свадебное платье, книги, аксессуары счастливой жизни, снимки УЗИ с изображением зародышей детей – плодов несчастной любви.
Прямо перед вами двухместная палатка. Вы сразу задумываетесь о ее хозяевах, пытаетесь их представить, увидеть их улыбки и смех. Табличка рядом гласит: "Эту палатку наши друзья подарили мне и моему бывшему мужу в день нашей свадьбы. "Но все закончилось, не успев начаться" - так можно описать наши отношения".
Далее одежда, верхнее и нижнее белье, рукописная книга под названием "Похититель снов", сделанная руками чьего-то до боли любимого человека. "Алекс сказал мне, что напишет для меня сказку, когда мы еще не были вместе. "Да, но как? Я не хочу заснуть и не видеть тебя? (Я). "Увидишь. Я сторожу ночами каждый твой сон", - вспоминает хозяйка книги.
Оглядываемся и упираемся в сонограмму. Читая надписи, как будто слышим отчаянный женский разговор: "Это все моя вина. Моя вина в том, что я сразу не пошла в аптеку, что лучше не разобралась в нюансах контрацептивов. Моя вина, потому что я думала, что со мной никогда такого не может случиться".
В середине выставочного пространства одиноко зияют ключи от чьего-то дома. "Наша вещь – это ключи. Ключи от закрытого дома, – Рассказывает автор экспоната. - Дома, где за порогом нет ничего, кроме разочарования, несостоявшегося будущего и парных каждодневных вещей. В ванной по-прежнему лежат две зубные щетки. Рядом с кроватью на комоде – раскрытая, нетронутая книга, которую он читал перед сном. Этот дом мы купили вместе. Точнее он купил его по радикальному требованию, чтобы я не принимала в этом финансового участия. Мы любили друг друга три года. Три волшебных года провели в планировании будущего".
Справа на постаменте старая виниловая пластинка. Рядом короткая надпись говорит: "Мы встретили друг друга 4 года назад. Мы, действительно, любили друг друга, и он был величайшей частью моей жизни. Но все кончилось".
В музее много аксессуаров – часы, спички, контрацептивы, селфи-палка, как будто еще хранящая память о дорогом для кого-то прошлом: "Эту вещь я приобрел в наше первое и последнее путешествие. Мы познакомились 2 года назад. В тридцатилетнем (!) возрасте я поверила в любовь с первого взгляда. Таким он был замечательным и неземным. Я назвала его голубоглазым принцем. Но позже оказалось, что я не была его принцессой".
Симпатичные желтые женские трусики и обычная женская история, которая может случиться в Тбилиси, Токио, Буэнос-Айресе, Кракове или Чикаго: "Я переборола все комплексы, придала своему телу смелость и сделала желанным для него. Я, самая обычная девушка, стала рабыней своих желаний, своих страстей, моей любви, моих мыслей и его тела. Я не поверила, не смогла поверить, что он полюбит другую".
В числе экспонатов на втором этапе попадается ланцет: "Эта история началась в операционной. Мы только начали операцию (нейрохириргическую), когда коллега завел студентов, мол, познакомьтесь, это Мариам. Она будет присутствовать на операции. Объясните ей, что вы делаете. Я взглянул на нее, и эти глаза я помню по сей день. Не могу забыть. Хотя прошло два года".
Завершаем экскурсию самой сумасшедшей историей о сумасшедшей любви. Почему-то это откровенное письмо трогает больше других. Может, потому что мы все родом из юности. На стене, на изящной вешалке висит обычная черная майка.
Девушка, которая с ней рассталась, говорит: "Все началось в ночном клубе "Бассиани", когда на несколько секунд мы пересеклись и потерялись. Потом был "матч" на Тиндере и серия свиданий, в результате которых был совершенно невообразимый безумный секс. Много техно ивентов и рейверных ночей, с сумасшедшими утрами, борьба со страхом и поиск вершин наслаждения, космос. Открытие принципа движения оси земли и осмысление того, что такими счастливыми в жизни мы никогда не были. Двухнедельная разлука, и вновь конец на дне моего рожденья в "Бассиани"… Когда он сказал, что изменил мне с другой девушкой. Эту майку он мне не дарил, я сама ее взяла и не возвращала, потому что на ней был его запах, и когда я по нему скучала, то обнимала майку. И сейчас на ней до сих пор его запах. От космоса до ада один шаг… А вот от любви до ненависти много. Самое трудное оторвать то, что принадлежит тебе".
Финал. Очень хочется верить, что все эти истории сегодня – просто истории – а не боль, разрыв аорты и слезы. Люди встречаются, люди влюбляются, люди расстаются. Кто-то что-то от этих отношений выигрывает – дом, детей, воспоминания, кто-то проигрывает... Музей разорванных отношений выиграл. Несчастная любовь стала его фишкой, его фетишем.