За прошлый год Грузию посетило полтора миллиона российских туристов, а менее чем за половину текущего года и того больше: ровно столько, сколько в Грузии проживает грузин.
Парадоксально, но это при том, что население находится в крайней нужде, национальная валюта ежедневно обесценивается по отношению к доллару, резко дорожают бензин и хлеб, сигареты, продукты питания и медикаменты. Большинство трудоспособных граждан уехали на заработки за рубеж, рождаемость сократилась до уровня демографической катастрофы, а число голодающих давно пересекло критическую отметку…
За два дня до праздника Великой Победы руководители железнодорожных компаний России, Турции и Азербайджана без представителя Грузии подписали Меморандум - договорились построить вторую железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс с шириной колеи 1520 мм (советский, впоследствии - российский стандарт – авт.). Этим она будет отличаться от существующего параллельно маршрута, открытого в октябре 2017 года, на котором от Карса до Ахалкалаки рельсы лежат по европейскому стандарту – на ширине 1435 мм, из-за чего на ж/д станции Ахалкалаки-грузовая приходится терять время - менять колесные пары и перецеплять состав к другому локомотиву, потому что дальше, в Грузии и Азербайджане, рельсы уложены по советскому стандарту.
Такая разница в ширине колеи во время Великой Отечественной, хочу напомнить, сыграла важную роль для победы над фашизмом. Гитлер, рассчитывающий на блицкриг, потерпел сокрушительное поражение – на германских составах приходилось менять колесные пары, причем два раза, при въезде и выезде с территории СССР, что катастрофически затягивало поставку на фронты немецких войск и вооружения.
Премьер: изменения в проекте Баку-Тбилиси-Карс надо согласовывать с Грузией >>>
"Как так?! – воскликнет читатель, - члена НАТО - Турцию - с Грузией будет соединять уже не одна, а две железные дороги, которые проходят через населенный армянами регион Самцхе-Джавахети, граничащий с членом ЕАЭС - Арменией, которая воюет с Азербайджаном в Карабахе?!"
Отвечу: да, это наглядный пример, когда прагматизм и экономические интересы перекрывают политическую составляющую и вчерашние враги налаживают сначала дружбу с Россией, а потом с помощью посредника в лице России становятся партнерами. В результате Турция подключается к сети железных дорог стран бывшего СССР, в том числе – к Российской железной дороге, и грузы из этих стран через Турцию быстро и дешево будут поступать в Европу, а обратно, этим же маршрутом, в Ирак, Китай, Южную Корею и другие страны Востока и Азии, где рельсы уложены по советскому стандарту – на ширине 1520 мм. Таким образом, новая, вторая, железная дорога Карс-Ахалкалаки-Баку подключится к крупнейшему проекту XXI века – маршруту "Один пояс – один путь", а Грузия со своими морпортами может стать связующим звеном на перекрестке этих двух проектов. Но только при одном условии, что отношения с Россией у нее будут не хуже, чем у участников проектов - Азербайджана, Турции и Китая, заинтересованных в экономическом развитии и благосостоянии своих граждан.
P. S. 9 мая, в День Победы, президент США Дональд Трамп заявил, что не хочет называть Россию врагом. Наоборот, он признался, что хочет наладить отношения как с Москвой, так и с Пекином. "Только глупые люди не хотят ни с кем ладить", - резюмировал Трамп.
Итак, уважаемые пассажиры, поезд "Ларс–Карс" отходит с последнего пути. Постарайтесь не опоздать!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции