В 90-летие со дня рождения известного кинорежиссера и писателя Василия Шукшина Тбилисский государственный русский драматический театр им. А. С. Грибоедова отметил достойно - премьерой спектакля "Калина красная" по одноименной повести и последнему фильму автора.
История о вышедшем из колонии воре-рецидивисте Егоре Прокудине по кличке "Горе", который решает покончить с темным прошлым и начать с чистого листа жизнь с добрейшей души женщиной Любой в деревне, однако грешные тени прошлого, а именно друзья-преступники, не мирятся с новой судьбой мужчины и отбирают у него жизнь.
Взявшийся за эту постановку режиссер Давид Мгебришвили, разумеется опасался, что зрители будут сравнивать спектакль с культовым фильмом, прогремевшим в 1973 году на весь Советский Союз. И опасался не зря. Люди, покидая зал, действительно, говорили: "У меня все время стояли перед глазами кадры из фильма". И только заядлые театралы, подлинные любители сцены и искусства, ценители магического мира театра, видели в этой постановке больше чем фильм, а историю - историю души или человека, который искал эту душу в себе.
Первое, что встречает вас в спектакле "Калина красная" на сцене Театра Грибоедова - это блестящий актерский состав. Бесподобный артист Иванэ Курасбедиани, на счету которого яркие роли в спектаклях "Шинель", "Я - Николай Гумилев", "Маяковский", роль Трофимова в "Вишневом саду" и многие другие. Персонаж Георгия Прокудина получился у него невероятно четким - временами жестким и грубым, порой - удивительно мягким и чувствительным, изголодавшимся по любви и нежности, и не знающим как принять их в свою колючую жизнь.
Тонкая, красивая и всепрощающая Люба, так стремящаяся к простому женскому счастью (Наталья Воронюк), ее брат, юморной и всегда разряжающий атмосферу хороший мужик Петро (Мчедлишвили), его очаровательно ворчащая жена Зоя (Хатия Беруашвили), родители Любы, мастерски заставившие зал вдоволь посмеяться (Станислав Натенадзе, Нана Дарчиашвили), а также наглая шайка из преступной прошлой жизни "Горя" - дерзкий Губошлеп (Новосардов Владимир), танцующая Люсьен (Софи Чалашвили), мускулистый Шура (Мераб Кусикашвили), а также Куделиха (Людмила Артемова-Мгебришвили), забытая Егором несчастная мать.
Несмотря на драматичность и даже трагичность произведения, тонкий юмор в спектакле Мгебришвили очень уместен, более того - необходим. Как и музыка с танцами, которые, на первый взгляд, кажутся не к месту. Но именно в танцах чувствуешь напряжение, предчувствие чего-то сильного и неминуемого.
Очевидно, что на переднем плане у грузинского режиссера не терзания ищущего себя в жизни шукшинского Егора, а любовь - поздняя, долгожданная и неизбежная. Об этом говорят горячие поцелуи и горькие объятия в спектакле, от которых постановка становится на градус теплее и светлее.
И естественно, финал, которого на протяжении всего спектакля ждал каждый гость премьеры. "Будет ли таким, как в фильме или не будет?" - думал зрители. И, скорее всего ждали, ждали выстрела, истошных, криков, кровяных пятен на березе и закрытых глаз.
Режиссер же пошел другим путем. Жизнь и так тяжела, чтобы собственноручно засыпаться землей. И отменил смерть! Или так кажется… Это как в легендарном фильме Отара Иоселиани "Жил певчий дрозд". Думаешь, воображаешь, а вдруг главный герой очнется, оклемается, встанет на ноги и продолжит жить. Ведь всегда есть маленькая надежда…
Так и тут: Егор, в обреченном ожидании своей участи (которую в душе считает заслуженной), встает на колени и застывает. Тухнет свет. В зале тишина. Люди ждут смерти. Но ее нет. Не сейчас. "Не в мою смену" - будто говорит режиссер. И звучат благодарные аплодисменты.
И финал прекрасен. Хотя, возможно, в нем не хватает только этих слов Прокудина: "Не грусти, Любушка, не надо! Глянь сколько хороших людей кругом. Надо жить... Надо бы только умно жить... Вот погодите, если свидимся, я все тебе расскажу. Ведь много повидал на веку. Даже устал. Душа моя скорбит. Но она все помнит. Дай время, дружок, все будет хорошо".