ТБИЛИСИ, 1 июн — Sputnik. Компания, владеющая грузинским портом в городе Поти (регион Самегрело - Земо Сванети), имеет полное право законным путем добиваться разрешения на строительство глубоководного причала, но в приоритете для государства все же будет порт в Анаклия, сказала министр экономики и устойчивого развития Грузии Натия Турнава в эфире телеканала Rustavi2.
Разрешение по порту Поти упразднено, чиновник уволен - министр сделала заявление>>
Накануне компания IPM Terminals Poti, владеющая Потийским портом, заявила, что рассматривает возможные правовые шаги в ответ на решение властей упразднить документ, без которого строительство невозможно. Как ранее пояснила Турнава, аннулирован был документ предварительных условий землепользования, который без согласования с правительством подписал начальник Агентства технического и строительного надзора.
"Безусловно, они имеют право рассматривать наше решение в правовом разрезе и, что самое главное, это все – отношения с ними - должно быть в рамках закона. Все нарушения, которые мы обнаружили, должны быть искоренены, так как по-другому просто не могут действовать ни этот глобальный инвестор, ни наше государство и министерство экономики. И второе - любое такое предложение мы, естественно, рассматривает в контексте приоритетности порта Анаклия", - сказала Турнава.
Скандал вокруг Потийского порта начался после того, как в среду городская мэрия сообщила о том, что в порту планируется строительство новой, глубоководной пристани. Согласно сообщению, должен был быть построен защитный мол длиной более 1,6 тысячи метров и причал длиной 700 метров. Там же было отмечено, что стоимость первого этапа проекта - 250 миллионов долларов.
После этого "Консорциум развития Анаклия", который строит первый глубоководный порт в стране, забил тревогу. Согласно заявлению компании, "проект века" - так его называют власти Грузии - может быть приостановлен из-за "новых обстоятельств".
На второй же день министр экономики заявила об упразднении документа, так как были обнаружены процедурные нарушения. Более того, она сказала, что уволен начальника Агентства технического и строительного надзора, подписавший документ.
Консорциум развития Анаклия" основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в консорциум также входят SSA Marine (США), British Wondernet Expres (Центральная Азия) G-Star Ltd. (Болгария).
На строительство первой фазы порта необходимо более 600 миллионов долларов. Государство пообещало дать кредит в 100 миллионов долларов, а Консорциуму предстоит вложить 120 миллионов своих инвестиций. Остальные 400 миллионов Консорциум должен привлечь от зарубежных инвесторов в качестве кредита.
Новый скандал в Грузии: инвесторы порта Анаклия грозят остановить проект>>
Кредиторы уже найдены, но чтобы окончательно получить деньги, стороны должны закрыть финансовую сделку. И вот с этим возникли проблемы.
Самым главным требованием является покрытие риска грузооборота. Банки-кредиторы требуют, чтобы государство, с одной стороны, обеспечило бы эти кредиты, а с другой стороны – покрыло бы риск поступления грузов.
Правительство со своей стороны заявляет, что не намерено страховать коммерческие риски.