Пресс-центр Sputnik Грузия

Кодекс RT: топ-менеджер рассказала журналистам Грузии все о фейк-ньюс и хейтерах

Теме фейковых новостей и антикризисного пиара был посвящен прошедший в пятницу в столице Грузии очередной модуль проекта SputnikPro
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

На нем перед местными медиаменеджерами, журналистами и PR-специалистами выступила заместитель главного редактора, руководитель пресс-службы телеканала RT Анна Белкина.

"Историй по всему миру много, но мировые СМИ крутят одни и те же пять историй. Эти медиа создали вакуум, который мы заполнили... RT и Sputnik нашли свою нишу, работают шире и делают истории, которые обходят другие СМИ, идущие по накатанной схеме. Гадости про нас пишут, но за контент платят", – сказала Белкина на встрече в Мультимедийном пресс-центре Sputnik Грузия.

Кодекс RT: топ-менеджер рассказала журналистам Грузии все о фейк-ньюс и хейтерах

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и других специалистов медиасферы, направленный на обмен опытом с зарубежными коллегами, развитие медиакоммуникаций и профессиональных связей. За время существования проекта в разных форматах в нем приняли участие представители более чем 80 стран. Очные мероприятия SputnikPro прошли в Азербайджане, Армении, Беларуси, Греции, Грузии, Индии, Кыргызстане, Турции и Эстонии.

Кодекс RT: топ-менеджер рассказала журналистам Грузии все о фейк-ньюс и хейтерах

Предупреждать ошибки

По словам Белкиной, СМИ, которые утверждают, что никогда не совершали ошибок, лгут. Ошибку могут допустить все, считает представитель Russia Today.

Фейк-ньюсы и ложь в СМИ - топ-менеджер RT в рамках SputnikPro выступила в Тбилиси

"Есть шаги, которые помогают минимизировать ошибки. В первую очередь, это не доверять совершенно никому, в том числе своим коллегам, которых вы очень любите и уважаете", - рассказывает Белкина.

По ее словам, перед распространением или выпуском информации, обязательно нужно быть уверенным в ее достоверности.

"Я должна давать руку на отсечение, что информация, которую я даю, полностью соответствует действительности. Не верьте никому, перепроверяйте даже свой самый надежный источник", - сказала Белкина.

Кодекс RT: топ-менеджер рассказала журналистам Грузии все о фейк-ньюс и хейтерах

По словам заместителя редактора телеканала, нужно владеть максимальной информацией о любой истории, за которую берется журналист, знать ее контекст.

"Например, я, как пресс-секретарь RT, должна знать все и понимать все, что касается юридической деятельности, финансовых и редакционных аспектов. Если я не владею этой информацией, то не имею права ничего комментировать. То же самое и в журналистике – знайте все о вашем источнике, об источнике вашего источника. Надо дойти до начальных составляющих любой истории, знайте ее контекст", - пояснила Белкина.

Кодекс RT: топ-менеджер рассказала журналистам Грузии все о фейк-ньюс и хейтерах

Абсолютно объективной информации не бывает, но это не значит, что не бывает честной журналистики, говорит Белкина.

"Важно принимать к сведению и доносить совершенно разные точки зрения, а дальше уже решать, НАТО – угроза России или НАТО – лучший друг России", - подчеркнула Белкина.

Знать аудиторию

"Знайте, кто вас читает и смотрит", - советует Белкина грузинским журналистам, ведь среди аудитории того или иного СМИ есть много людей, которые так и ждут какой-либо оплошности.

"Я говорю не о том, что нас смотрят эти 100 миллионов в 47 странах мира. Нас смотрят, в первую очередь, товарищи из ведущих западных СМИ, которые так и ждут, когда мы сделаем какую-нибудь ошибку, допустим оплошность, чтобы раскритиковать нас в тот или иной раз", - подчеркнула спикер.

Кодекс RT: топ-менеджер рассказала журналистам Грузии все о фейк-ньюс и хейтерах

Нужно всегда думать о последствиях, которые могут последовать за ошибкой, и таким образом "семь раз отмерить" перед тем, как выпустить информационный материал.

"Нам важно понимать, когда мы выпускаем новостные материалы, какая за этим пойдет реакция, чем она может быть чревата. Потому что те же самые товарищи будут потом лоббировать, чтобы у нас отобрали лицензию, нас закрыли, назвали иностранным агентом", - подытожила Белкина.

Ошибка – не конец света

Главное, не паниковать, когда вас обвинили в ошибке или фейковой информации. Нужно понять, допущена ли была ошибка на самом деле и что стало причиной этого.

"Главное – спокуха! Не надо начинать пороть горячку и пытаться заткнуть дырки без полного понимания ситуации. Нельзя ничего исправлять, делать комментарии, пока не разобрался в ситуации сам", - подчеркнула Белкина.

Кодекс RT: топ-менеджер рассказала журналистам Грузии все о фейк-ньюс и хейтерах

В первую очередь, по словам медиаменеджера, не надо бояться признать, что редакция допустила ошибку.

Третий шаг – реагирование

"Ошибки случаются совершенно везде и совершенно со всеми. На самом деле, лучшая журналистская практика: если ты ошибку сделал, тебе на нее указали - ты взял и исправил ее", - говорит Белкина.

Притом, как утверждает спикер, важно исправить ошибку не "по-тихому", а, наоборот, максимально заметно.

"Это то, что мы всегда практикуем в нашем ньюсруме. И это просто убивает наших "хейтеров", которые говорят, что RT никогда не исправляет ошибки. Это стандарт ответственной журналистской организации", - подчеркнула Белкина.

Кодекс RT: топ-менеджер рассказала журналистам Грузии все о фейк-ньюс и хейтерах

Очень важно не стирать информацию, не "заметать" следов, а признать свою ошибку, показать, как было и как стало. В то же самое время аудитория видит, что редакция берет ответственность на себя за ошибку. Это даже самых строгих критиков делает "беззубыми".

"Не забывайте при этом, что краткость – сестра таланта. Чем больше вы извиняетесь, тем больше на вас нападают. Поэтому коротко извинились и проехали", - подытожила Белкина.

Факт-чекинг

По словам заместителя главного редактора RT, ввиду большого распространения фейковых ньюсов, появилось большое количество так называемых "факт-чекингов" - это сайты, приложения, виджеты, дополнения к браузерам и многое другое.

"Они вам автоматически отмечают – это достоверная или не недостоверная история, достоверное или недостоверное СМИ. Что они из себя представляют? Где-то сидят журналисты и аналитики, которые проверяют конкретные истории, а где-то иные журналисты и аналитики расставляют знаки качества другим СМИ. Вариаций очень много", - рассказывает Белкина.

Кодекс RT: топ-менеджер рассказала журналистам Грузии все о фейк-ньюс и хейтерах

Живая дискуссия

"Было очень интересно видение ситуации от Russia Today. Очень было интересно узнать о специфике работы СМИ, которое работает на российское государство, но при этом совмещает свою работу с принципами свободной прессы", - заявил Sputnik Грузия президент медиахолдинга Georgian Times Малхаз Гулашвили.

Кодекс RT: топ-менеджер рассказала журналистам Грузии все о фейк-ньюс и хейтерах

На мероприятии присутствовал и представитель известной оппозиционной политической партии.

"Очень важно, что коллеги смогли поближе ознакомиться с деятельностью международного канала из первых уст. Очень важна тематика – фейковые новости. Я представляю организацию, которая сама страдала от распространения фейк-ньюсов со стороны многих авторитетных грузинских СМИ", - рассказал член политсовета партии "Единая Грузия – демократическое движения" Анзор Бицадзе.

Кодекс RT: топ-менеджер рассказала журналистам Грузии все о фейк-ньюс и хейтерах

В дискуссии также приняли участие грузинские журналисты и медиаменеджеры – Алеко Чубинидзе (NewsPress), Васо Капанадзе (NewsDay), Тариэл Гагнидзе (газета "Грузия и мир"), Заза Давитая (газета "Асавал Дасавали"), Коба Бенделиани (Interpressnews) и другие.

Sputnik – одно из крупнейших международных СМИ, объединяющее мультимедийные страновые и региональные интернет-сайты на 32 языках, аналоговое и цифровое радиовещание на русском, английском, французском и других языках в более чем 90 городах мира и в интернете. Новостные ленты Sputnik круглосуточно поставляют информацию ведущим изданиям по всему миру на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет более 60 миллионов посетителей в месяц, количество подписчиков аккаунта Sputnik China в Вэйбо превышает 10 миллионов. В 22 редакционных центрах по всему миру от Пекина до Монтевидео работает свыше тысячи человек десятков национальностей. Sputnik входит в медиагруппу "Россия сегодня". Головной офис Sputnik находится в Москве.

За время работы в странах постсоветского пространства сайты Sputnik заняли лидирующие позиции среди местных СМИ благодаря новому и технологичному формату подачи контента. Порталы Sputnik в каждой из стран ближнего зарубежья представлены на национальном и русском языках, они также предоставляют читателю разнообразный мультимедийный контент: инфографику, видео, фоторепортажи, онлайн-эфиры, интернет-голосования, подкасты. Помимо оперативных новостей, Sputnik публикует аналитические материалы и эксклюзивные интервью.