Девятилетний пианист и композитор Цотнэ Зедгинидзе 14 июня в Государственном университете имени Ильи провел свой первый концерт, который посвятил памяти матери - Ирины Сулханишвили.
"Грузинский творческий ген рождает новую легенду, и хочу, чтобы он смог до конца раскрыться, взлететь и достичь успеха! Верю в него!!! Люблю!!! Поклоняюсь как избраннику судьбы! Сегодня присутствовал на его репетиции и совершенно восхищен", - написал известный грузинский режиссер и композитор Николоз Рачвели о маленьком гении. Этот пост и сопутствующий видеоролик, где играет маленький Цотнэ, произвели в социальных сетях интеллектуально-культурный шок.
"Знаю, что Ирина все видит, она рядом с нами и очень радуется успеху Цотнэ", - написала ближайшая родственница Цотнэ со стороны матери Лизи Мамрадзе.
В беседе со Sputnik Грузия Лизи Мамрадзе рассказала, что Цотнэ сызмальства проявлял особенные качества, все анализировал, как взрослый.
"Интересы у его уникальные: помимо музыки, знакомится с литературой и живописью, следит за оперными постановками, и затем мы обычно детально их обсуждаем, - говорит Мамрадзе. - У него безграничная фантазия, все время придумывает то сюжеты, то музыку, то сценарии, а затем дает своей сестре играть разные роли. Я общаюсь с ним, как со взрослым человеком. Он удивительно преданный, теплый и тонкий человек, я многому учусь, общаясь с ним. Между прочим, его мама в свое время и словом не обмолвилась о его таланте…"
- В воспитании Цотнэ большой вклад принадлежит его бабушке, вашей тете…
- Именно моя тетя, бабушка детей, создает ту атмосферу, которая способствует интеллектуальному развитию детей. Этот замечательный результат дает комбинация, с одной стороны, уникальных данных Цотнэ, с другой – философского и педагогического видения тети.
Sputnik Грузия связался с бабушкой Цотнэ - Нино Мамрадзе.
- Насколько мне известно, при воспитании вы не ограничивали его природный талант какими-то рамками…
- Да, он воспитывался у меня, таким был сначала же, но его возможности я действительно не ограничивала рамками. Его фантазиям нельзя было наносить какой-то урон. Я музыкант и хорошо понимала принцип его развития в музыке, знала, что музыкальная школа ему противопоказана, и делала все, чтобы он был таким, какой есть. Наша семья – ветвь Абдушелишвили - дала музыкальному миру Элисо Вирсаладзе, Дини Вирсаладзе, Маку Вирсаладзе… Дед отца Элизбар Зедгинидзе был председателем Союза писателей. Моя дочь, его покойная мать, Ирина Сулханишвили – потомок великого Нико Сулханишвили, дедушка Цотнэ, внук Нико Сулханишвили, был замечательным музыкантом.
- Видимо, такая генетика не "оставила иного пути" Цотнэ…
- Моя сестра – биолог, и она мне как-то сказала, что человеческие гены складываются по-разному, но в случае Цотнэ произошло вот так… Я только сейчас обнародовала информацию о нем, понимала, что его талант требует бережного отношения, чтобы он не разрушился и развивался естественно. Вместе с тем, обязательно было и обучение. Цотнэ учится в специальной школе. Это центр Роберта Шумана, который сначала был немецко-англоязычной школой. Сегодня она грузиноязычная, где дети изучают оба языка. Ею руководят два замечательных человека – потомок великого Вано Сараджишвили, Тамар Сараджишвили, и Марина Андроникашвили. Они всячески помогают нам в том, чтобы развитие Цотнэ шло в правильном направлении. Для развития фантазии ему нужны время и поприще, и они этому очень способствуют.
- А сам он какой – активный или спокойный?
- Очень шаловливый. Любит шалить со своей маленькой сестрой. У него хороший юмор, он жизнерадостный. Любит постановки по драмам Шекспира.
Все началось, когда ему был один год – мы поняли, что у ребенка склонность к музыке. В годовалом возрасте он начал слушать оперу. Ему было два года, когда он мне говорил, что сейчас, на этом месте, в музыку войдут скрипки…
Работать с ним мы начали в нормальном возрасте, я не хотела, чтобы из него получился какой-то вундеркинд. Цотнэ и его сестренка все время со мной – с самого рождения. После смерти дочери прошло уже пять лет. Ирине было 36…
- Отчего она умерла?
- Внезапно… После работы зашла домой к мужу, оттуда мне позвонили, что ей стало плохо, и она уже не пришла в себя. Как нам сказали, это был внезапный разрыв сердца и легкого... За день до этого она справила день рождения сестры Цотнэ, которая названа моим именем. Оттуда позвонила мне и сказала, что день рождения получился замечательный. Это был наш последний разговор…
- Цотнэ помнит маму?
- Все хорошо помнит, поскольку, когда Ирина умерла, ему было пять лет и семь месяцев… Ирина очень радовалась способностям Цотнэ, надеялась, что он действительно будет играть. Никогда не засыпала, не послушав хотя бы три классических произведения. Она окончила американский университет в Каире и блестяще владела немецким языком, это в нашей семье было традицией. Только я стала исключением. Мой брат, Петрэ Мамрадзе, знает восемь языков.
- Первый концерт Цотнэ…
- Он состоялся в Университете Ильи, где работала мама Цотнэ. Она была начальником международного отдела университета, и благодаря ей заключены меморандумы со многими университетами Европы. Символично, что первый концерт Цотнэ был посвящен памяти матери и состоялся именно в этом вузе…