Вифлеем тбилисский. Не знаю, как выглядит тот, настоящий. Судьба пока туда не забрасывала. Но наш схож чем-то со сказочной шкатулкой. Чего там только не найдешь. И корявые, выложенные булыжником улочки, и толкающиеся деревянными балкончиками дома, и рассыпанные по крошечному кварталу церкви.
Ты и сам сокращаешься в размерах, плутая по миниатюрному Вифлеемскому кварталу. Справа от квартала, по Сололакскому хребту, тянется старая крепость Нарикала, слева потрясающая панорама на город. А над головой бегают канатные кабинки, доставляя пассажиров с площади Рике к крепости Нарикала.
Вифлеемский бармен, царская монета и знаменитый Василий
Вифлеемский квартал начинается с Вифлеемской лестницы, которая считается городской достопримечательностью. Лестница состоит из 120 ступеней. И построена в 1850 году по проекту архитектора Тимофея Белого. А до того времени жители здешних мест ползли по дороге, которую горожане высекли в скале.
Один из самых старых районов города расположен у подножия Сололакского хребта. Отсюда и название района "Клдисубани", что в переводе с грузинского означает район на скалах. Одолев один лестничный пролет, оказываюсь на небольшой площадке. По правую сторону от лестницы храм Нижний Вифлеемский, по левую руку от нее - стойка бармена.
Знаете, кто такой Вифлеемский бармен? Это человек, который выжмет вам гранатовый сок, нальет обалденного саперави, пригласит во двор старого итальянского двора (лавка, кстати, на входе в этот самый дворик) и поговорит с вами за жизнь.
Да, чуть не забыла, познакомит с Василием - гордостью Вифлеемского квартала. Василия тут знают все. Прославился он благодаря своему общительному нраву. Его даже по телевидению показывали.
- Да, Васька еще тот повеса, - обращается бармен Лариса к туристам, когда те пытаются щелкнуть на камеру важно прогуливающегося по высокому лестничному ограждению гуся. - Не бойтесь, он такой добрый, никого не обидит, - продолжает Лариса. При этом, она сыпет на руку девушке корм для гуся и предлагает перейти на более высокий уровень общения с Василием.
Вифлеемский бармен Лариса перешла жить в этот итальянский дворик 25 лет назад. Говорят, дом, в котором они живут с мужем и тремя детьми, был построен в 1820-м, почти одновременно с Нижним Вифлеемским храмом. В доме, по ее сведениям, жили монахини, храм был в те времена женским монастырем.
Дворик у дома небольшой. В нем море растительности, стол, стулья, лестница. Конструкция у лестницы металлическая, ступени деревянные. Они давно прогнили, поэтому по ней никто не ходит, ступени используют в качестве подставок для цветов. Лестница, кстати, сравнительно новая, построена в 60-е годы прошлого столетия. Сам же дом, построенный в начале позапрошлого столетия, стоит себе ровнехонько, без перекосов и трещин.
- Помню, землетрясение случилось. Выходим на улицу, а там людей много, все обсуждают случившееся. А мы даже не почувствовали ничего. Стены в ширину полтора метра. Он крепкий, как скала, на которой построен. Видимо, поэтому и стоит так намертво, что ни один кирпич из него не вытащишь.
Лариса рассказывает, как они с мужем хотели сделать встроенный в стену шкаф. Но не смогли аккуратно вытащить из стены кирпичи, поняли, что придется все ломать, и махнули рукой.
- Ни за какие деньги отсюда не уйду. Тут такая райская прохлада вечером, мечтательно говорит Лариса. Закончим все дела вечером и устраиваем с соседями вечерние посиделки.
- Лестницу эту начали ремонтировать в 2007-м, - вспоминает Лариса. - И вы знаете, мы там нашли старинную монету царских времен! Я ее спрятала. Она, правда, не в идеальном состоянии, но и не могла бы быть в идеальном состоянии, дожив до XXI века. Я и сама забросила между камнями пару тетри. Сказала мужу, а вдруг много веков спустя кто-то и нашу монету найдет. Так что, пусть лежит, монета для потомков.
Полустанок и Атешга
Одолеваю еще один длинный лестничный пролет и знакомлюсь уже с другими жителями того же дома, только с задней стороны. Перед домом небольшая живописная площадка. Помещается площадка между старым домом и следующим лестничным пролетом наверх. Можно сказать, полустанок, на котором можно перевести дух после подъема по многочисленным ступеням.
Этажерка с баночками варений, пара столиков, стулья, безделушки, подвешенные на оконных решетках, вот и весь нехитрый антураж будущего кафе. Девчонки "родили" идею неделю назад, только-только пробуют силы. В старом доме живет одна из них. Точнее, сдает квартиру посуточно. Девочки поднимают руки, приветствуя тех, кто ходит ежедневно этой дорогой.
Потом хозяйка дома Анжела приглашает войти в квартиру. Заходим в спальню, там старинный камин и окно с видом на город. Подхожу к нему и застываю. Дивный пейзаж открывается сверху – шумный город, лежащий как на ладони, и робко подпевающий ему колокольный звон из соседнего храма.
Поболтав еще немного с девочками, продолжаю свое восхождение вверх. Показывается деревянный балкон колоритного домика, длинная череда лестниц преодолена. В старинном доме находится региональный офис организации ICOMOS (международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест). Это по проекту данной организации была осуществлена реабилитация района.
Вифлеемский квартал - один из самых старых в городе. В начале 2000-х тут царила полная разруха, на всем лежала печать заброшенности. Масштабная реабилитация района началась в 2007-м. Длилась она несколько лет, и в итоге город получил еще одну туристическую зону. Район преобразился до неузнаваемости и стал излюбленным местом туристов. Почти в каждом втором доме тут открыт хостел или гостевой дом.
Смотровая площадка Вифлеемского квартала – одно из самых впечатляющих мест. Прямо под тобой город, с рыжими крышами старых домов, стеклянными корпусами новых строений, куполами церквей, дорожной паутиной и приглушенным шумом. Можно вглядываться отсюда в любимые черты города часами.
Тут же на площадке Верхний Вифлеемский храм. По некоторым сведениям, храм стоял на этом месте еще во времена Вахтанга Горгасали. Тот старый был разрушен, и на его месте построили новый. Говорят, что в нем похоронена мать Горгасали. Почти в шаговой доступности от площадки статуя матери Грузии. От храма к символу Грузии ведет крутая лестница, по ней за пять минут можно добраться до высокой точки.
По личным наблюдениям, Вифлеемский квартал - самый густонаселенный храмами. Через пару шагов от Верхней Вифлеемской церкви – зороастрийский храм Атешга. Где заканчивается одна улица и начинается другая, тут понимаешь не совсем четко. Зороастрийский храм, например, расположен уже на Гомской улице. Атешга – единственный оставшийся в Тбилиси шатровый храм огнепоклонников. Храм удостоен звания памятника культурного наследия национального значения.
По мнению историков, сооружение датируется V-VII веками. Храм не раз менял облик и перестраивался. Попасть в него, конечно же, можно. Но двор, через который нужно пройти в храм, находится в частной собственности. Нужно договариваться заранее. В Вифлеемском квартале есть еще один затерянный в скалах храм. К церкви святого Георгия нужно карабкаться по ступеням вверх. Это, пожалуй, самая высокая точка квартала.
Фрида Кало и старинный калейдоскоп
Горбатая Гомская улица знаменита еще одной достопримечательностью. Если турист усек, что ты из местных, он обязательно спросит тебя, а в каком доме живет Фрида Кало. Это если ты приезжий, тебя такой вопрос может застать врасплох, горожанин же воспринимает его нормально.
Легенды о Фриде гуляют по Вифлеемскому кварталу не первый год. Нет-нет, мы говорим не о привидении и не о двойнике. Речь идет о настенном рисунке. Он настолько великолепен, что стал притчей во языцех. Фрида тебя встречает сразу у входа во двор. О дворике можно рассказывать долго. Тут каждый сантиметр использован с пользой для художественного оформления. И вообще, весь крохотный двор превращен талантливым художником в полотно. А дом - целиком в апартаменты.
Хозяйка его Мария Сапонджян родилась и выросла в Тбилиси. Но так сложились обстоятельства, Мария уехала из Тбилиси в Москву на долгие 25 лет. Домой, конечно, возвращалась, но эпизодически. Ее родные продолжали жить во дворе вместе с другими соседями. А в один из приездов все каким-то странным образом совпало, и Мариам решила остаться в Грузии. И это при наличии успешного бизнеса в Москве. Соседи продали свои квартиры, и Мария стала единоличным владельцем всего дома с миниатюрным двором. И решила развернуть бизнес, превратив дом в гостиницу. Случилось это два года назад. Тогда-то и пришла идея у входа во двор, на самом видном месте, изобразить художницу. Теперь каждому, проходящему мимо двора, Фрида моргает глазом. Можно сказать, Фрида - талисман Вифлеемского квартала.
Есть в этом квартале еще одна жемчужина - знаменитый дом с витражами. Можно даже сказать, что это самый раскрученный Вифлеемский бренд. Только ленивый не снимал себя любимого на фоне чудного калейдоскопа. Но, чтобы попасть в него, следует идти в Вифлеемский квартал другой дорогой. Не по лестницам, которые идут от Вифлеемского подъема, а от Хлебной площади по Вифлеемской улице.
Пропустить или пройти мимо этого дома почти невозможно. Дом выглядит для этого слишком привлекательно. Как ослепительно красивая женщина, притом настолько красивая, что все остальное, включая ее прошлое, теряет значение. В доме живет восемь семей. На втором этаже разместилась арт-галерея. Можно приобрести в ней вещи и сувениры ручной работы. Широкая веранда сплошь увита деревянным плющем. В сочетании с витражным коридором деревянные кружева смотрятся кокетливо.
Старые половицы под ногами скрипят и западают. Стараешься ходить осторожно. Но не столько из опасения оступиться, сколько из старания не нарушать покоя жителей дома. Еще у входа, на первом этаже, посетителей встречает табличка с краткой информацией о количестве жителей и просьбой не шуметь и не задерживаться на веранде слишком долго. Под длительным пребыванием на балконе, кстати, может подразумеваться и 20 минут, и полчаса. Видимо, жители надеются на сознательность посетителей.
Наблюдая за нескончаемым потоком гостей, желающих запечатлеть себя в витражном коридоре, начинаешь проникаться пониманием. И собрав волю в кулак, направляешься к выходу. "Пока, дружище, - говорю я с ним мысленно. – Увидимся как-нибудь…"