Грузинские газеты, вместо обычных в подобных случаях конспирологических гаданий по поводу "сил извне", предпочли посмотреть на себя и прагматически оценить последствия внутренних политических и экономических процессов.
Начнем с экономических.
Падение лари было неизбежно
Эксперт рынка капиталов Вахтанг Хомизурашвили приводит результаты любопытного эксперимента, проведенного еще до "туристического коллапса" ("Ахали таоба", 01.07.). Финансовые аналитики изучили с помощью современных методов теханализа, как колебания туристического потока отражаются на курсе лари. И пришли к неутешительному выводу – абсолютно никак! Более того, падение национальной валюты началось задолго до срыва летнего сезона. И данную тенденцию, утверждает Хомизурашвили, обусловили спекулятивные операции крупных банков и Нацбанка Грузии, полностью подчинившего свою политику пополнению валютных резервов.
Тем временем, отмечает "Резонанси" (02.07.), тотальный рост цен охватил почти все сферы. Утверждать, что найти замену миллиону российских туристов несложно – было бы безответственно, признает министр устойчивого экономического развития Натия Турнава ("Ахали таоба", 01.07.). Однако, объясняет она, быстрый рост их числа не является результатом целенаправленной политики. В условиях свободного рынка бизнес независим, сам ищет выгоду и делает свой выбор.
К тому же, все равно ничто не может разрушить и без того разрушенную грузинскую экономику, - с горьким оптимизмом "успокаивает" читателей "Резонанси" эксперт и аналитик Демур Гиорхелидзе (04.07.). "За 25 лет, пишет он, мы и без посторонней помощи потеряли миллиарды и нанесли ущерб своей стране".
А академик Ладо Папава ("Ахали таоба", 01.07.) видит одну из главных причин этого в смещении кадровых ориентиров. "У нас считается, что правительству нужны менеджеры, - поясняет Папава, - а ему требуются мыслящие государственные руководители. Задача менеджера – извлечение прибыли и повышение цены компании, а государственного руководителя – рост благосостояния народа".
"В Грузии идет политическая гражданская война"
Это утверждение политолога Сосо Цинцадзе ("Ахали таоба", 06.07.) носит, к сожалению, далеко не символический характер. Эхо роковой ночи с 20 на 21 июня внешне отзывается в шумных акциях молодежи, каждый вечер требующей у здания парламента отставки министра внутренних дела Георгия Гахария. Причем печатные издания акцию почти не освещают в ожидании дополнительных информационных поводов, так как визуальный эффект ярких и шумных акций передать не могут.
Усилить же требования протестующие в ответ на призыв оппозиции вряд ли согласятся, - полагает эксперт Рамаз Сакварелидзе ("Резонанси", 01.07.). Они справедливо не хотят ассоциироваться ни с одной из партий.
Зато "гражданская война" в кулуарах обострилась до предела. И это дало основания газетам прийти к единодушному выводу: инцидент с российским депутатом Сергеем Гавриловым был провокацией. Чьей именно? Мнения расходятся. В числе "жертв" разгоревшейся войны пока числятся бывший спикер парламента Ираклий Кобахидзе и один из лидеров националов Ника Мелия. Однако большинство экспертов полагают, что отнюдь не они являются в ней ключевыми фигурами.
Кобахидзе был для "Мечты" чернорабочим, - подчеркивает Хатия Лагазидзе в "Ахали таоба" (01.07.), а Гахария – ее стержень, и потому его не уступят. Впрочем, и "героя" роковой ночи Нику Мелия многие считают лишь рядовым "солдатом революции", усматривая за его спиной даже не опального Михаила Саакашвили, а лидера "Европейской Грузии" Гигу Бокерия.
"Версия" (03-09.07.) прямо называет Бокерия "серым кардиналом". Он, считает издание, является "мозгом" радикальной оппозиции и никогда не делает случайных ходов. Газета активно подхватывает слухи о том, что при определенном раскладе ему может светить пост премьера.
Лидер "Свободной Грузии" Каха Кукава косвенно подтверждает роль Бокерия в резко обострившемся противостоянии ("Резонанси", 03.07.): его устраивает маргинализация националов, так это дает возможность "Европейской Грузии" прибрать к рукам их электорат.
Никогда не любил и разочаровался в Боге: кто такой Габуния, обругавший Путина? >>>
"Серому кардиналу" всегда удается маскировать свою активность и оставаться в тени. Гахария в этом плане сложнее. Как министр он постоянно на виду. Вдобавок, как пишет в "Ахали таоба" (04.07.) аналитик Гоча Мирцхулава, молодежное крыло парламента и бывший премьер Георгий Квирикашвили скрытно объединились с оппозицией против Гахария. Согласно кулуарной информации, премьер Мамука Бахтадзе также требовал его отставки ("Ахали таоба", 02.07.).
Тем не менее, есть и те, кто считает, что Гахария оставлять свой пост не должен. Во всяком случае, пока не будет доказана неправомочность приказов, которые он отдавал во время разгона митингующих. Заместитель министра внутренних дел Натия Мезвришвили формулирует данный вопрос более конкретно ("Ахали таоба", 04.07.): дело не в том, кто отдал приказ, а в том, насколько законными были действия полиции.
"Мне невыносимо смотреть на трусливых мужчин"
Прокуратура выдвинула обвинение в попытке государственного переворота. Ничего не напоминает? Похоже, мы все так и ходим по кругу. К слову сказать, "Резонанси" (05.07.) интересуется, какими данными она располагает, делая подобное заявление. В тоне газеты явно прокрадываются сомнения.
А Сосо Цинцадзе в "Ахали таоба" (06.07.) отмечает, что между переворотом и нападением на полицию существует принципиальная разница. Перевороты готовятся заранее, и не случись инцидент с Гавриловым, не было бы и попытки штурма парламента.
Впрочем, в эмоциональной грузинской действительности даже случайный момент играет важную роль. Тем более, косвенным свидетельством о намерениях могут стать радикальные заявления Михаила Саакашвили. Так что, ничего нельзя исключать, и тут решающее слово – за судом и следствием.
Примечательно, что оппозиционные лидеры Угулава, Окруашвили и Барамидзе отказались явиться на допрос в МВД и вынудили вмешаться в это дело суд.
"Сами писали или пишут законы, и сами их не уважают", - с горечью отмечает в "Резонанси" (05.07.) юрист Лия Мухашаврия. "Постоянно твердят о нарушении европейских стандартов, но сами же их нарушают", - вторит ей Рамаз Сакварелидзе.