Мы мало знаем свою историю. Да ведь и сама история – вещь довольно приблизительная. Люди в возрасте 35-45 лет знают, что только за нашу жизнь учебники по истории переписали уже, наверное, раз восемь. И это печально.
Но, с другой стороны, есть факты, документы и события, которые являются ключевыми, поворотными в становлении государства, в формировании общества, геополитических событий на карте мира. И их надо знать.
Сам я стараюсь как можно больше читать, смотреть. Сейчас снимается очень много хороших документальных фильмов, с разными мнениями.
Серьезно занимаясь балетом и его историей, особенно после того, как я стал руководителем, причем главного очага российского, советского и на сегодняшний день основной части мирового балета, я получил доступ к очень многим документам, оригиналам. Читая их, ясно понимаешь, что вот такой-то человек здесь явно приукрасил, а другой - просто не поинтересовался этими документами и т. д.
Но я верю исключительно документам. Например, по египетской истории мы знаем: когда приходил новый фараон, он полностью стирал память о предыдущем. Не обязательно, что предыдущий был хороший или плохой. Просто определенные события происходили по его, фараона, велению, желанию, по его вкусу. И эти вещи нельзя не учитывать. Я уверен, что любая личность имеет огромное влияние на любой ход событий – будь то ремонт в подъезде или взаимоотношения с соседями. Тем более на такие серьезные вещи, как управление государством.
Моя родина Грузия в последние 30 лет уже несколько раз пересматривала свое отношение к моей другой родине - России. Во мне вообще нет славянской крови, но я не могу не воспринимать себя частью русской культуры.
Я русский артист. И для меня, конечно, любое недопонимание или конфликтная ситуация между Грузией и Россией очень болезненны. Меня режут по живому. Так что я стараюсь подойти к событиям рационально и не принимать никаких поспешных решений.
Когда я был еще подростком, то стал свидетелем спора у нас дома моей мамы и моих двоюродных сестер. Сестры были "гамсахурдистками", тогда был Советский союз, и это течение только начиналось. Моя мама как человек взрослый, проживший большую часть жизнь (ей было уже хорошо за 50), очень четко предсказывала, что будет, если то, о чем они говорили, а они были за то, чтобы СССР развалился и Грузия отделилась, произойдет.
К сожалению, на тот момент я был, конечно же, на стороне моих сестер. Потому что они были молодые, очень красивые. А мама рассказывала о том, какие это повлечет за собой экономические сложности, что начнется война. Она предсказывала все то, что произошло на самом деле в 90-х годах. Но мне, тогда маленькому ребенку, было не представить, что это все действительно произойдет. Так случилось, что мамы в скором времени не стало. А все, что она говорила, все, с чем я был категорически не согласен, сбылось.
Тбилиси был ввергнут во весь тот ужас: война, нет воды, нет газа, нет света. А мама все это предсказывала как ученый, она была физиком-математиком. Это был очень поучительный момент, поэтому после этого я стараюсь не принимать резких решений и, главное, не допускать резких суждений.
Конечно, ничего больше, чем процветание как России, так и Грузии, одной из самых красивых стран, которые только существуют в мире, я не желаю.
Мне все равно, кто будет у власти или какое имя будет носить правящая партия. Главное, чтобы люди жили в достатке, тепле и мире.